ЮРИЙ МАТВЕЕВ

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам. Матфей: 7-7

Домой

717. ДОЛИНА НАЗИИ

3.02.24 г.

ЗАМОРОЧКА

Зимой в лесу мало чего можно увидеть интересного и нового, чтобы описать. Но я заметил, что упущен из дневников момент двенадцатичасового прохода от Малуксы до Жихарево, практически в этот день два года назад. Неделю назад я прошёл от Назии через верховья одноимённой реки по лесовозным дорогам к массиву Апраксинских садоводств, и то же, не отметил. И вот, наконец, сегодня, соединил все четыре района моих путешествий в единую систему. То есть прошёл на лыжах всё от Русановской, Малуксы, Назии и Русской Америки. Спустя десять лет решил задачу прорваться на копани от дома по какому либо заметному пути. Всё это время мешал участок болот и сильно заросшие и мокрые просеки за Пятым Посёлком по старой ветке ЖД. Сейчас по этому полотну пущена лесовозная дорога.

Лена довезла меня до края садоводства и, встав на лыжи, я уже через два часа был на этой дороге, пройдя на юг по просеке, а потом вдоль Федченкова ручья до реки Назия, и уже по её левому берегу до трассы. После оттепели снег держал хорошо, да и лыжня уже была проделана ранее. Только теперь пошёл налево до нефтепровода. Попалось пару новых охотничьих вышек. Можно было повернуть домой по нефтянке, но это уже хожено и не интересно. Решил рискнуть и пробить оставшийся неизведанным путь к Русской Америке.

Скоро миновал верхний склад древесины с оставленной на выходные техникой. Балков не было, видно лесорубов увозили и привозили на рабочей неделе. Далее на восток дорога становилась всё труднее. Один плюс – техника поломала заросли ивняка, а кое-где его и порубили. След от колёсных тракторов был овального профиля, да плюс к тому, перемежался с вихляющим следом квадрацикла. И кому пришло в голову ездить на нём по глубокому снегу, а не на снегоходе! Идти на лесных лыжах очень неудобно. Они не вмещаются в колею. Пришлось часто двигаться сбоку.

В самом тяжёлом месте, где я останавливался во всех своих походах, и эта техника не пролезла, а пошла в обход по лесу. Болото, густо переплетённое ивняком, обошли. Теперь остался только след квадрика. След трактора свернул куда-то на южные делянки. Через четыре часа хода я вышел уже в Русскую Америку. Отсюда шла дорога на север, огибающая Люкосарское озеро и далее на Жихарево. Никаких следов по ней не было, и я не рискнул срезать, так как могло ждать много снеговала на просеке. Лучше было продолжать свой ход к Пятому Посёлку. Я лишь прислонился на поваленную ольху и выпил пару кружек чая со смородиновым желе, а так же съел бутерброд с салом, заботливо приготовленный Леной.

Надо отменить, что утром было градусов семь мороза, но очень скоро пошёл лёгкий снежок, не перестававший посыпать периодически весь день. Только температура постоянно поднималась, грозя к вечеру перейти в плюс. Если двигаешься, то подлипа нет, но от долгой ходьбы площадка лыжи разогревается и снег налипает сверху и под ней, когда стоишь. Пока легко счищал его. В этих краях я уже неоднократно бывал, оставаясь с ночёвкой на ловлю устриц и рыбы с грибами. В пасмурную погоду замёрзшие копани меня не интересовали, поэтому двигался без остановки.

В посёлке не увидел ни одного человека, хотя одинокий след уходил куда-то в сторону. Пока были силы, решил идти дальше, рассчитывая на случайную попутку к вокзалу. А силы стали резко уходить. И на сырой снег не сядешь, не отдохнёшь. В районе Четвёртого Посёлка увидел брошенный за канавой УАЗик, но людей не было. Наверное, они ушли с ночлегом на озёра. Зато дорога стала более комфортной и лыжи умещались в колее. После Третьего Посёлка шел, часто останавливаясь и делая по глотку сладкого чая. Глюкоза моментально шла в топку организма. Очень пожалел о выложенных позавчера из кармана рюкзака двух пакетиков сахара.

Очередной бутерброд с мясистым салом съел у заметённой скамейки, которую знал у моста через верховья реки Лава. Тут и настигла меня темнота. Сыпал уже не снег, а морось. Но это и к лучшему, она не подлипает, хоть и теплее. На последнем заряде калорий удалось пройти почти до первого дачного посёлка. На луну рассчитывать не приходилось – она сейчас поздняя, да и облачность густая. Где-то за 10 км до Жихарево, по параллельной трассе, которая метров 500 проходит именно на том участке, проехал на снегоходе охотник. Ни видеть, не слышать меня он не мог. Значит теперь идти до конца.

Собрав волю в кулак выбрался уже на накатанную дорогу от садоводства, найдя новый для себя проход в обход грязной летней трассы у депо. Дотянул до первого фонаря и встал отдышаться, успокоить сердце и унять лёгкое головокружение. Уже ничего не было из воды, а смысла разводить в сыром лиственном лесу костёр, никакого. И вот, одиннадцать часов спустя, сделав всего один привал минут на десять, чтобы посидеть, я добрался до магазина. Девчонка продавщица, увидев меня в окно, аж выскочила на улицу. Видно такой у меня был заснежено-мокрый вид, что испугал её. Не дожидаясь оплаты, сразу поставила заваривать кофе и греть пирожки. Вынесла свой стул, чтобы присесть. Предложила угостить шоколадкой, но я отказался. И так за душевность ей большое спасибо.

У меня ещё оставался один бутерброд с салом, но без воды он бесполезен. Быстро придя в себя, я по-душевному попрощался с ней и пошёл на вокзал. Одежда пропиталась изнутри от пота, а снаружи от влаги, но держала тепло, если двигаться. Лучше всего было ногам. Шерстяные носки с войлочными портянками в унтах всю дорогу не перематывались. Обувь ноги не тёрла, не давила и не прела. Я прошёл 40 километров и ранее часто отдавливал на таких расстояниях без нормального отдыха ногти на ногах, а сейчас всё было отлично. Вот и сделал запись о хоть и не приметном, но памятном дне.

5.02.24 г.

11.02.24 г.

КОРЮШКА

У жителей Финского Залива, дежурный вопрос весной, для завязывания разговора это: - За корюшкой ходил? Целые века эта рыбка была основой экономики местного населения. Мои деды возили её возами в город для продажи. Позднее, она была хорошим подспорьем для выживания в лихие времена, а потом - просто деликатесом к столу. Уж больно она вкусна и ароматна. Обжаришь её в панировке из муки и соли, и не оторваться от тарелки. Мы с братом в юности ходили на её ловлю. Это была моя любимая рыбалка. Не надо скучно сидеть и ждать часами поклёвки. Когда идёт корюшка, отдыхать некогда. Почти ровно сорок лет назад я даже написал рассказ о такой рыбалке. Потом был отмечен случай в 93-м, когда моя ловля закончилась отрывом льдины и спасением на лыжах через множество трещин. А дальше пошли года с какими-то заботами, а чаще с  тёплыми зимами, когда я на рыбалку не ходил. Последние годы жизни брата собирались с ним, но снасти пришли в запущение.

И тут я решился. Такой зимы не было очень давно. Десятки лет я не выходил на лов корюшки. Собрал все ящики, где Саша хранил удочки и снасти. Восстановил три удилища, поменяв лески, катушки, довязав мормышки. Заменил ножи на буре, откопав его в завалах сарая. Нашлись и рыбацкие бахилы. Хороший тулуп, огромные меховые рукавицы, зимние армейские штаны, защитный крем от мороза и очки от ветра, всё это уже было наготове. А лыжи всё те же - "Тайга". Хоть и надломились два года назад под площадкой, но держатся после накладки металлической шины. Вчера был отличный день, без ветра и солнечно. Причин откладывать рыбаку больше не было. Не сложилось больше пойти с братом, так надо теперь хоть вспомнить то совместное  время счастливых эмоций.

Правда, погода изменилась. Пока протапливал печь, пока собирался, натянуло облачность, и подул восточный ветерок. Сегодня хоть и воскресенье, но на льду видно только четыре человека. День назад их были десятки. В общем, стартовал я только в одиннадцать часов, и целый час добирался на траверс Краснофлотского обрыва, почти до самого фарватера. Во всяком случае, корабли стояли устрашающе близко. Пол дороги по ровному льду шлось хорошо, а потом пошли поля мелко колотого смёрзшегося льда. По нему даже снегоход не поехал. Мои лыжи то же пришлось снять и прислонить к торосу. Подошёл к первому мужику, сидевшему тут с утра. С десяток рыбин валялось вокруг. Попросил хвостик или бельдюгу на приманку. Он дал мне маленькую корюшку. Отойдя на вежливое расстояние, я нашёл вчерашние лунки и обновил три из них. Уж не знаю, что на меня нашло, но правильно заменённые ножи я вчера зачем-то перевернул. Не надо во всём доверять интернету! Бур не хотел хватать  снег. Хорошо, что с собой был маленький ножичек с отвёрткой. Вернул положение ножей назад и дело пошло.

Я не успел ещё поставить все три удочки, как рыба клюнула. Вот и первая корюшка! Ура! Но сразу и первая потеря. Оторвалась одна из мормышек. У меня их по три на каждую удочку. Чуть не на второй рыбине развалилась катушка на самой уловистой удочке. Дрянь материал, но другого не было. Выпал где-то винт. Очень часто мне приходилось после дёрганья на поклёвку вручную наматывать катушку и просто вставлять  её в паз. Вскоре я заметил, какие мормышки лучше всего берутся. Это извилистые жёлто-зелёные капельки. Самая большая была скоро сорвана. Плохо, видно, привязал. Про третью удочку пришлось забыть, и, скоро вмёрзнув, она так и стояла. На вторую клевало меньше, но зато попадалось и по две штуки сразу. А вот на длинную складную удочки шёл беспрерывный клёв.

Это был бесконечный процесс. Очистка лунок от намерзающей шуги, ведь с утра было двадцать градусов мороза. Опускание лески, подсечка и вытаскивание, если чувствовал, что добыча сидит. Снятие рыбы и уборка её в пакет, а то вороны и чайки не дремлют. Проверки и, при необходимости, замена наживки на мормышках. При всём этом сильно мёрзнут руки на ветру. Только всуну их в меховые рукавицы, как надо махом скидывать их и тащить рыбу. Но это очень приятные хлопоты. Клевало так, как сорок лет назад. Я метался между лунками, грел руки, глаза слезились, потом начала уже ныть спина и бедро. О том, чтобы сходить в туалет или попить чай не могло быть и речи. Это и есть зимняя рыбалка на корюшку. Этого я и ждал! Сбылась моя многолетняя мечта. Но время летит неумолимо. Где-то пол третьего клёв прекратился, как и предписывал прогноз. К этому времени на уловистой удочке осталась только одна мормышка. В целом, за два часа я накидал довольно много корюшки в пакет. Вечером будет пир, да и сыну отвезу.

Собрал потихоньку истерзанные удочки. Теперь дома надо будет доводить их до ума, зная на какой глубине лучше берёт и на какие мормышки. Выпил перед отходом пару крышек сладкого чая. Сразу почувствовал зубы на контрасте температур. А уже в пути к лыжам заломило пальцы в рукавицах. Кровь пошла в капилляры. Я так увлёкся рыбалкой, что даже забыл где мазь от мороза. Навстречу ветру идти не так комфортно. Уже лямки рюкзака тянут плечи. Делаю последние усилия для подъёма в гору на лыжах. Снимал их уже дома. Теперь надо развесить всё отпотевшее от тела, высушить бахилы и рукавицы, оттаять бур и снаряжение. А главная, но приятная забота, - это пожарить в панировке из муки и соли рыбу. Разжёг газ и поставил огромную сковороду. Густо налил и накалил масло. Обвалянная рыба приятно зашкворчала. Прожарил минут пять один бок, потом другой. Вот теперь можно нести эту золотистую горку на тарелке и ставить на стол. Заслужил, как-никак! У мелкой корюшки можно есть всё, косточки пережариваются. Но её было мало, поэтому я отделял горькие головы крупной вместе с хребтом и кишками. С икрой было только половина рыб. Эх, хороша свежая корюшка! Саша бы оценил. К тому же, сегодня 130 лет со дня рождения певца нашей природы Виталия Бианки.

11.02.24 г.

19-25.02.24 г.

СЕВЕРНЫЙ ПАТМОС

ВЗГЛЯД ПЧЕЛЫ.

О Череменецком монастыре я впервые узнал в начале двухтысячных, когда попробовал монастырский кагор, купленный в храме Горавалдая. Попасть в него удалось только в 2012-м. Но как попасть, просто прошёл по льду мимо. Но что-то туда неумолимо тянуло. Места-то уникальные. Питерский Версаль 19 века, где строили дачи в окрестностях Череменецкого озера важные вельможи. Когда всё это перешло к советской власти, то в одну усадьбу, переданную в ведение НКВД, приезжал и Ежов и Берия.

В дальнейшем, когда стал уже трудничать в монастырях, ещё раза четыре пытался договориться и даже получил благословение отца Владимира. Но всё срывалось, хотя в монастыре бывал несколько раз. А тут телефон его престал отвечать. Договаривался уже с отцом Януарием. А приехав на «Ласточке» до Луги и автобусом до Скреблово, стопом до Госткино, прошёл пешком до КПП у входа на перешеек к монастырю. Тут у сторожа Александра, который и живёт тут уже 11 лет, узнал, что батюшка Владимир умер в ноябре прошлого года.

На этот раз меня в монастыре встретили, как будто я из их братии, по родному. Отец Януарий дал день на знакомство с монастырём, обживание кельи в деревянной гостинице. Номер трёхместный, очень тёплый, рядом душ и туалет. Послушание было назначено на завтра. Вместе с братом Антонием должны были собрать два шкафа из шести и перевезти их со склада в храм, а потом заниматься разбором стеллажей в церковной лавке и их же сбором уже на складе бывшей турбазы.

В таком демократичном монастыре, а скорее семейном, мне ещё жить не доводилось. День начитался с Полуночницы минут на 20, в 9 завтрак, в 10 начиналось послушание до часа. Потом обед, и уже часа в 3 следующее послушание до пяти. В семь на ужин, а в 8 на Повечерие, опять минут на 20.

Общеизвестную историю монастыря детально рассказывать не буду, скажу лишь то, что на этом острове была найдена икона Иоанна Богослова, в честь чего и был воздвигнут храм. Обретение было в 1478 году. Потом монастырь сжигали литовцы, после войны уже разрушили свои. Была здесь и турбаза до времён новой России. Теперь это место называется Северным Патмосом, в честь острова в Эгейском море. И действительно, когда подходишь к монастырю, а мне всегда везло в те моменты с погодой, открывается чудесный вид на остров, где на горе стоит белый храм с золотыми куполами. И такая благодать вокруг!

Главной доминантой является Собор Иоанна Богослова, где проходит служба по празникам и выходным. В остальное время служат в церкви Спаса Преображения, стоящей рядом. За ними прячется старинный сохранившийся склеп Половцевых. Но чтобы попасть в храмы, надо сначала пройти мимо маленькой лавки под сенью сосен. Тут же стоят информационные щиты с историей этих мест. Дальше можно подняться по дорожке под старинными воротами, но в основном идут мимо каменной гостиницы к трапезной. Оттуда есть старая лестница к храмам, а рядом пологий подъём.

Но если вы не спешите, то пройдите дальше по нижней дороге, ведь строения сложенные из камня и кирпича завораживают древностью. Дальше идёт Братский корпус, склад, баня. Всё это слева, а справа будет гараж и мастерские, потом хозяйственные склады. Мимо них идёт подъём по лестнице мимо жилого домика уже к гостинице. Внизу, за ней, по той же нижней окружной дороге, стоит красное здание пекарни и склада, где мы и делали стеллажи. Есть ещё деревянный дом жилого назначения, но без жильцов.

На территории монастыря масса уютных уголков со скамейками, беседками, мест для кострища. Старинные дубы, вязы, тополя, лиственницы растут по периметру острова. Один такой дуб огорожен цепью и считается патриархом. Говорят, он ровесник монастыря, что может быть. Я его замерил. Диаметр метр семьдесят, окружность пять метров. Возраст пытался определить по найденному похожему пню, но с большим дуплом и меньших размеров. Получилось под 400 лет. Значит, этому может быть и 500. Много деревьев дуплистых, где селятся ухающие в сумерках совы, голуби, галки.

В один и вечеров видел пушистую красавицу лису, вышедшую под фонарь у дорожки моего дома. Когда было свободное время, я часто гулял по территории, уходил и на лёд озера, чтобы снять монастырь издалека. Тут есть и турбаза с названием Северный Патмос. Горят огни соседних деревень на другом берегу. Рыбаки снуют на своих каракатицах снегоходах. Первые дни стояла прекрасная морозная и ясная погода с голубым небом. Потом пришло тепло, развело воду и гололёд. Я спасался тем, что всё время ходил в насадках с шипами.

В монастыре живёт несколько кошек. Встречаются захоронения остзейского рода, а так же знатных прихожан. Но главное – это добрые, отзывчивые люди, всегда готовые прийти на помощь, что-то подсказать, пошутить добрым словом. Жизнь протекает неспешно и размеренно. Я в свободное время читал и слушал исторические лекции, рассматривал найденные при восстановлении монастыря артефакты в виде обломка каменного креста, печной дверки с фигурным литьём, колокола. Нашёлся при нашем разборе и ящик кагора, но из 12 бутылок, семь оказалось кем-то выпитым. Пресекли мы чей-то живой родничок.

Люди тут разных судеб и характеров, тем и интересней. Настоятель авторитетен, статен и прост в общении. Есть ещё отец Константин, у которого я исповедовался. Этот человек создаёт настроение, он в основном, и читал молитву в трапезной. Есть отец Арсений, недавно приехавший из Славенска. С ним приятно поговорить о литературе и музыке. В лавке служит матушка Параскева, подарившая мне пару иконок для кельи. Александра помогает убирать и в храмах и в трапезной. Есть несколько монахов. Отец Киприан помогал, чем мог, отец Игорь служи в храме. Люди уже очень почтенного возраста. Есть и другие уважаемые братья по вере. Дай Бог им всем здоровья!

В монастыре я пробыл неделю, дождавшись Литургии. Исповедовался и Причастился. В субботу отстоя Всенощную более четырёх часов. Послушал пение хористов, которые меня потом и подвозили от Госткино до Красного Вала. Кстати, брат Антоний прекрасно читает службы, чётко и быстро. Всё слова у него понятны. Он полтора десятка лет провёл в монастырях. Он же и на все руки мастер.

В последние сутки я любовался храмом. Включили подсветку. Колокольный звон разносился над озером. А утром наступила тишина. Непогода успокоилась. Полная луна висела на рассвете над лесистым берегом. По-весеннему пели птицы, рассыпали дробь дятлы. Было так умиротворённо и красиво. Мой лоб до сих пор благоухал елеем после всенощной. А вот общую трапезу я пропустил. Почему-то подумал, что она начнётся в час, а она началась стазу после Литургии. Пришёл прощаться, но все уже были за столом. Не хотел нарушать приём пищи и ушёл пешком, не попрощавшись. Уже потом позвонил отцу Януарию с благодарностью за приём и проживание. Расстались на добром слове.

ВЗГЛЯ МУХИ.

Сначала хотел написать свои удивления и недоумения. Но потом решил, что не моего ума это дело – судить других. Надо всех понять и простить. Так Господь велел.

25.02.24 г.

13,16.04.24 г.

АПРЕЛЬ

Апрель всегда был для меня наряду с маем, самым жизнеутверждающим месяцем года. В этот раз зиму постарался проводить уже март. Апрель, приняв от него эстафету, так вошёл во вкус, что 10 числа был 21 градус тепла при полном безветрии. Я даже умудрился отрыть купальный сезон в заливе. Когда такое было видано!? Символически искупавшись, вылез на ласковое солнышко, даже не вытираясь. Только это оказался последний шанс. Уже через десять минут налетел вихрь, поднялись волны, и температура стала резко падать. Тем не менее, на День Космонавтики уже вскопал первую грядку и перелопатил целину. Вообще-то тепло было уже давно, но потом так же налетела снежная буря и укрыла землю в Назии на несколько дней. При этом мороз утром доходил до десяти градусов, не унимаясь и днём. Здесь, в Красной Горке, то же был снег. Я когда приехал, то увидел вторую волну половодья и его остатки во дворе. С другой стороны, за ёлками, уже все муравьи вылезли на солнечную сторону муравейников.

Переделав запланированные дела с дровами и клетками, решил на выходные съездить на Кургальский полуостров, пользуясь окном в погоде до наступления прогнозируемых дождей. Эта идея возникла во время чтения интереснейшей по новым фактам книги "Неизвестный Ораниенбаумский плацдарм" моего одноклассника Константина Карпова. Среди прочих, обратил внимание, что эсэсовские части окружавшие наш пятачок состояли из голландцев, датчан, норвежцев, финнов, в придачу к которым были даны полицейские подразделения из прибалтийских подонков. Настоящее время показывает, что история их ничему не учит. Всё желают повторить снова. Наши власти то же далеко от них не ушли, репрессировав коренное население из финнов и немцев, уже веками живших в Ингерманладии. По рассказам отца дед, призванный на фронт, наказывал жене, ни в какую эвакуацию не уезжать.

Только дело в том, что она была принудительной, ведь бабушка в отличие от деда с новгородскими древними корнями, была записана, как финка. За сопротивление эвакуации просто арестовывали. Это я уже сейчас узнаю. Она никогда  не жаловалась. Это русские жаловались, почему их не включают в списки эвакуируемых, как финнов, которым был даже приоритет в предоставлении вагонов и прочих транспортных средств, согласно указу центральных властей. Вывезли мою семью, в которой и был мой будущий отец, сначала по Малой дороге жизни через Кронштадт, Лисий Нос, а потом и через Ладогу на Большую землю. Пунктом назначения была Омская область, куда тогда входило Елизарово, что на Оби в нынешнем Ханты-Мансийском округе Тюменской области. В дороге помощь больным не оказывали. Поэтому и умерли два мальчика, возможные мои дяди. Это я всё сейчас узнаю из реалий, описанных в документах. После войны хоть позволили вернуться в свой дом, в отличие от других финнов, которым это запретили. Дед был взят в плен казаками предателями и передан немцам. Потом разобрались и не репрессировали. Только семья ещё на год была задержана в Ишиме, по пути домой.

Вернусь и идее посетить Кургальский полуостров. Именно там располагались позиции для бронепоездов, что стоят у нас на форту. Номера позиций 500 и 600. Как-то я шёл по насыпи железнодорожного полотна от озера Белого к реке Луга. Догадывался, что это. Сейчас же имею много исторического материала, послевоенные топокарты. Решил - сделал. Полдевятого выбрался на шоссе и автостопом доехал до остановки Хлебозавод у станции Калище. Оттуда на автобусе номер три доехал до поворота на НИТИ. Далее меня подобрал печник, ехавший на работу до Пейпии. Очень полезное знакомство завёл, так как печи уже 60 лет и требует ремонта. На остановке узнаю о том, что через пять минут идёт автобус 83Г до самой Усть-Луги. Он стыкуется с приходящей электричкой в Калище и можно теперь ездить прямо оттуда.

Несколько лет не был в районе Вистино. Щупальца порта разрослись далеко на север. Лес вырублен и видны огромные поля голого грунта. Удручающее зрелище. Хорошо успел когда-то поработать здесь на таксации, когда  природа была целой. Что Систа, что Луга облеплена рыбаками. Идёт корюшка. Перекусив в кафе и прихватив выпечки с собой, застопил машину до Кирьямо. А точнее, мужик свернул со своего пути и подвёз меня несколько километров до нужного места. Обратил внимание, что очень многие, когда узнают, куда мне надо, то везут в сторону от своего маршрута. Похоже, совсем старым стал. А людям, дай Бог здоровья и благополучия. Дальше мне предстоял двадцатипятикилометровый путь до Курголово. Это я уже на следующий день подсчитал. Грунтовая дорога шла через сосновые боры к Белому озеру.

Дышится в таких лесах очень вольготно. Много глухариного помёта. Где-то здесь они токуют. В моих планах была возможная ночёвка. Коврик и тёплая одежда были с собой на случай ночёвки у костра. Там, где вал бывшего полотна военной ж.д. подходил к озеру, когда-то была станция Хамолово. Место тут живописное. Есть стоянки со столиками. Сейчас лес безлюден и за весь день я не встретил ни одного человека, не смотря на выходной. Тишина и спокойствие позволили наблюдать жирование на озере стаи чёрных птиц. Они так ловко таскали рыбу, что залюбуешься. Похоже, это были большие бакланы. Теперь мой путь пролегал прямо по полотну. Только у обозначенной развилки, где усы дороги заходили веером в стороны под укрытия брустверов, я свернул на них. Кругов, где крепились платформы, не нашёл. Может, их уже нет, а точного места я не знаю. На окончании усов ничего не осталось.

Лес уже украсился голубыми подснежниками. К развалинам станции Пятилетка решил срезать по указанной тропе. В капонирах прыгал через лужи, пугая урчащих лягушек, потом продирался сквозь еловый подрост и наконец, попал на каменную гряду, густо поросшую мхом. Тут тропа потерялась совсем. С одной стороны болото, с другой буреломный лес затопленный бобрами и ещё эти валуны выворачивающие ноги. Долго продирался, иногда двигаясь лишь по стволам, пока не нашёл узкий перешеек к насыпи дороги. Очень необычное место было пройдено. Таких гряд из сплошных камней трудно найти в области. А какие сочные и плотные там мхи!

Следующим удивительным местом было низинное болото с редким сухостоем. Моё вторжение в этот мир выдали сначала мелкие утки, которые взлетели и прокрякали. Затем другие, более крупные белые, с чёрной головой. И, наконец, короли болот - журавли. Соя на кочке, где собирались гнездиться, они трубно прокричали, а потом и взлетели, сделали пару кругов, чтобы рассмотреть человека. Одно болото перетекало в другое крупным весенним ручьём, через насыпь дороги. Тут я решил развести костёр и, наконец, пообедать. Маленький чифирбак закипел быстро на бересте и еловом сушняке. Навернув три двойных бутерброда с сыром и пару творожных кексов, я хорошо подкрепился на дальнейший путь. Проветрил кроссовки и ноги. Дальнейший маршрут шёл в обрамлении густых елей, многие из которых рухнули на трассу в недавний ураган. Приходилось обходить, и в один из таких обходов я принял неверное решение. Интернета здесь не было, и своё местоположение определялось не чётко. Да и дорога с покрытием на северном обрезе карты вводила в заблуждение. Скорее всего, это была брусчатка, которая давно заброшена. Когда я понял, что иду не к береговой дороге, а в обратную сторону на восток к Липовскому озеру, то было уже поздно. К озеру, так к озеру.

Вот и урочище Вейно, с его военными укреплениями. Когда-то я наблюдал здесь охоту медведя на косулю. Вокруг луга, привлекающие разного зверя. Вот и сейчас я встретил перед ними лося. Долго стояли и смотрели друг на друга, разделённые берёзой. Лось ни как не мог понять, что за зверь вышел к нему. Потом всё же убежал. Медведей не встретил, но помёт из прошлогодних ягод говорил, что они уже проснулись. На распутье дорог я задержался и решал куда идти. То ли на юг, к нашему любимому с братом мысу и пляжу на озере, то ли в Курголово. Если ночевать, то лучше на юг. Но уж больно тяжело вспоминать счастливые дни, прожитые здесь с Сашей. Перевесил периодически моросящий дождик, который начался ещё в мой обед. А ведь его не должно было быть.

Решил выбираться в деревню Курголово, а там, как получиться. В семь вечера я был у моста через Липовское протоку. Наблюдал массу лебедей на озере. Дождливая погода отбила желание строить шалаш и прятать костёр. Тут и подвернулась машина. Парень вахтовик изучал полуостров и взял меня до Усть-Луги. Мы ещё выходили к уютному пляжу, потом набрали воды на роднике у святой купели Святителя Николая Чудотворца. У моста через Лугу мы попрощались, а за мостом меня взял ещё один вахтовик, ехавший в Вистино. Сейчас здесь целый Вавилон. Люди со всей страны работают в порту и на сопутствующих стройках. Публика разная, но мне везло сегодня на хороших людей. В Вистино, где я когда-то жил на таксации, застопил уже в темноте машину до самого Соснового Бора. Лыжный тренер взял с первого взмаха, говоря, что ему недавно помогли, и он то же хочет сделать доброе дело. В разговорах о проблемах местных жителей, о сильно изменившемся составе населения и угрозе экологии, проехали самые безлюдные места.

На весь транспорт из Сосняка я уже опоздал, но он жил прямо у переезда на 80 км, а там есть магазин Дикси, где можно подсесть дальше. Затарившись в магазине перекусом, договорился с велосипедистом до Лебяжья. Это был последний седьмой стоп за день. Осталось перейти только через поле, и я дома. Уже пол одиннадцатого. За 14 часов я обернулся до западного края области и обратно. Раньше это было не реально. На Кургальском полуострове остались ещё очень глухие места, требующие моего посещения. Может и скорого, а может и опять, через много лет. Как позволит апрельская погода. В ночь пошёл дождик, так что я вернулся вовремя.

16 апреля. Я всё-таки не утерпел, поехал на Кургальский ещё раз. Дома, на оставленном листе карты обнаружил, что до позиции бронепоезда под номером 500 чуть не дошёл. В этот раз всё было проще. Подъехал стопом до 68 км, пересел на электричку и далее, сразу на автобус до Усть-Луги. В будний день народу едет мало, да и то, в основном до Вистино. Только перед промзонами Усть-Луги начинают подсаживаться. Выпил кофе, купил продуктов в лес, и застопил машину до Курголово. Как оказалось, парень ехал всего лишь за водой на источник, но решил подвезти меня до конца.

Ещё когда ехали по горе в районе Логов, стоял такой сильный туман, что еле метров на 20 была видна дорога. Тут уже легче, но всё равно погода промозглая. Миновав вершину полуострова, свернул по старой заросшей дороге к оконечности ЖД путей, что обозначены на карте 47-го года. На севере полуострова целые заросли старого орешника. Много оленьих следов. Видел белку. Когда дорога совсем растворилась у каменных завалов, то форсировал подтопленный лес и вышел как раз, где кончается разъезд путей. Пойдя по западному, быстро обнаружил бетонные плиты по обоим сторонам насыпи. Это опорные площадки для стрельбы. Нашёл большие брошенные с тех времён, весы. Еще более интересным объектом оказалась платформа из камня. Вокруг всё заросло лесом и её легко пройти не заметив.

Преодолевая завалы деревьев, бурные ручьи, вышел на старую дорогу, к урочищу Вейно, по которой шёл пару дней назад. На этот раз решил пойти вдоль Липовского озера на юг, к нашим с Сашей стоянкам. Всю дорогу шёл в кроссовках, а ведь когда-то тащились в болотных сапогах. Уже давно пора перекусить, что и сделал на скамейке у пляжика. Даже не вериться, нет никакого мусора. Как будто вернулся в 88-й год, когда мы впервые пришли сюда. Потом, многие годы это место было любимым для весеннего и летнего отдыха. Саша строил здесь плот. Первый раз ставили палатки на верху, у оконечности мыса, потом уже внизу у его  основания. Тут было по тише от ветра. С тоской в сердце вспоминаю те времена. По-моему, в последний раз я был на озере по время велопробега по Кингисеппскому району в 2018-м году. На стоянках выросли горы банок и бутылок. Думали с братом, что уже всё, пропало место и надо его для себя закрывать. Ведь рядом расстроился огромный порт с пришлым населением. Ан, нет, как  раз взялись за чистоту. Молодцы! Возможно, что заказник международного значения заставил убраться и лесорубов и пакостников. Ведь на стендах написано, что палатки и костры запрещены.

Выходил к дороге на Усть-Лугу с проблемами. Уже обогнув с юга озеро и оставив сосновые боры позади, начал крутить по низине с ручьём и лиственным лесом. Тут всегда встречались лоси. Вот и в этот раз вспугнул одного. Криков лебедей с озера уже не слышно. Но смотрю на навигатор в Гугле, где дорога на зимнем снимке не читается, а карта довольно старая и вижу, что иду к Белому озеру. Неужели прошёл поворот!? Забыл старый путь. Пару раз останавливался с желанием вернуться и только в последний момент увидел щит на перекрёстке дорог с планом заказника. Отсюда дорога идёт на Белое и к трассе. Только когда всмотрелся в старую топокарту, то всё стало понятно. То урочище, где я плутал, называется Перкале, что по-фински значит чёрт. Видно в этом Чёртовом урочище уже веками плутают.

Следующее урочище Пустошь располагается на сухом луге, уже засаженном сосной. И вот, наконец, я выбрался к дороге, как раз напротив источника. Тут меня и подобрала машина парня из Липово. Много интересного рассказал о Кургальском рифе. Надо бы туда съездить в отлив. Доехал с ним почти до Вистино, а потом девушка судовой агент, подвезла меня до Логов, где создали уродливую площадку с отвалами. Ещё когда ехал на электричке, то обратил внимание, что карьеры у 75-го километра заполняются серой глиной. Леса угробили, песок своровали, теперь дрянь всякую везут.  А ведь это изменение состава пород на новых почвах, застой воды и прочее. Последний стоп был до Соснового Бора, а дальше подвернулся автобус и добрался до своего поля. Всё-таки хочу сохранить положительные эмоции от похода. Сегодня, когда пишу эти строки, выпал мокрый снег. Уже вчера заметил, что от холода и измороси поникли ветреницы в лесах. Вот такой апрель!

17.04.24 г.

27.04.24 г.

ДОЛИНА НАЗИИ

Вот, наконец, голубое небо над позеленевшими лесами. Весна тягалась с зимой весь месяц. Пора бы ей победить, убрав последний выпавший ещё пару ночей назад снег. Еду на велосипеде по старому Архангельскому тракту к мосту через речку Назию. Сделал крюк по дорожке вдоль нефтепровода, к которому уже почти вплотную прижалось садоводство. Тут сосновый бор, перепаханный окопами далёкой войны. Шары ивы ломкой как всегда удивительно гармонично смотрятся на речном берегу в районе бывшего Апраксина Городка.  С Петровских времён эти дороги многое повидали.

Асфальт кончился, а грунтовка по левому берегу реки залита водой от недавнего дождя. Но это ничего, лишь бы грунт был твёрдый. Я часто останавливаюсь, любуясь, то куртинами цветов, то муравьиными колониями в ельнике. Смотрю на пенистое русло быстрой по весне речки. Слушаю разнообразное пение птиц. Даже у нас во дворе, наконец, скворечник заселили скворцы после долгого перерыва.

Долина ещё только прорастает свежей травой, а вот у берегов уже надо быть внимательным. Клещи попадались, но сегодня я хорошо обработан. Решил заехать по колее к дальним от дороги излучинам. Тут особо живописные места. На заливных, в полном смысле лугах, сидит серая цапля. Появляются обрывы, один из которых особо впечатлителен. Тут Назия как бы подрезает курган. В образовавшемся обрыве роятся сотни песчаных ос. Их активность зависит от солнца. Только набегает туча, и они прячутся, а когда припекает, то все на вылет.

Река тут делает хорошие петли, образуя водовороты. Пару одиноких берёз дополняют картину обширного луга, на дальнем конце которого видны погреба под сосновым бором. А вот в Приладожский я так и не попал. Речка Чёрная, пересекающая дорогу, ещё полна воды и брод для велосипеда не возможен. Посему еду назад выворачивая руль на кочках и лужах. Это привело к тому, что рассыпался подшипник на задней втулке. До моста дошёл пешком, а потом умудрился в таком состоянии тихо доехать домой. Правда, устал, как никогда. После обеда отрубился на сон.

Позавчера у меня был заезд в Лисино, где я сильно удивился переменам. Там построили подворье Новодевичьего монастыря с купальней, часовней, источником и бассейном, не говоря о сестринских корпусах. Прошёлся по новой экологической тропе. Послушал в храме рассказ матушки Надежды о спасении иконы Нестерова. Вместе с ней и помолились у образа Георгия Победоносца, к мощам приложились. Может это мне и навеяло некое откровение, что хочу тут изложить.

Многие люди сомневаются в таком постулате христианства, как воскрешение после Апокалипсиса. Как же узреть тела истлевших веками или кремированных? Так ведь все мы будем только разумом понимать образ в теле. А неизбежные мучения грешники ощущают мыслею своей, а образ тела, как привычный из прошлой жизни. Ведь и в ней мы боль ощущали мыслью. Так как Бог – это Разум. Он всем и воздаст по заслугам.

Сейчас идут тяжёлые военные времена. Всё это разжигает и межнациональные конфликты. Волей неволей косо смотришь на бесконтрольный наплыв мигрантов из Средний Азии. А ведь тут я поймал себя на мысли, что лет десять назад уже пришёл к выводу, что будущее в целостности России возможно только в ассимиляции этих мигрантов. Первую такую запись нашёл на своей странице ВКонтаке от 2 августа 2017-го года, а раньше и не вёл. Что ж теперь на них сетовать, если сам это давно понимал. Пройдёт два-три поколения и они будут такими же, как мы, правда в Бога будут верить по иному. Сами вырождаемся, а теперь и гибнем в борьбе со злом, и одним не удержать такие территории в целости. А сейчас хочется прожить хотя бы в спокойствии, избавившись от параноидальных мыслей об опасности по всем местам моего обитания.