Египет

ЮРИЙ МАТВЕЕВ

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам. Матфей: 7-7

20.11.—30.11.97г.

У КОЛЫБЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Великие пирамидыСегодня я ещё не определил название тому событию, которое произойдёт позднее. Душа не спокойна. Душа томится ожиданием предстоящего. Так, впрочем, было всегда перед большим отъездом. Видно на роду мне написано: «Всё время метаться в поисках...». Даже не знаю чего, то ли счастья, то ли новизны ощущений, а скорее для того, чтобы надежда не уходила, чтобы жить заставляла, чтобы не отчаиваться и не заплесневеть.

Ухожу в поход или экспедицию и там начинаю думать, как приеду домой, как хорошо и счастливо будет жить. Но вот проходит некоторое время дома, и тянет в дáли с надеждой на лучшие перемены. Не утерпел и сейчас, чтобы не упустить случай, когда нет работы, а есть большой отпуск. Есть планы по туризму. Есть не осуществлённая ещё мечта посмотреть пирамиды Египта. А там, на днях, произошли страшные расправы фанатиков. Убито 70 человек и более ста ранено. Мир в шоке. Но я больше месяца готовился и не смог отказаться от этой поездки. Хотя, когда это случилось, билет был ещё не взят, и всё можно было отложить. Но от мечты не отказываются. Итак, завтра еду. По телевизору показывают, что иностранцы бегут из Египта.

Вчера съездил на Родину. Подзарядился духовно у своей колыбели. Залив как бы прощался со мной. Шептал в полной тишине звоном молодого ледка. Ручей бормотал и застёгивался на ночь в игольчатую ледяную молнию. Снега нет, небо пасмурно и тихо, так, что далеко слышно даже шуршание птиц на стволах. Такой осенний сумрак очень идёт нашему морскому краю. Родителям правду об отъезде не сказал. Куда еду, знает только жена, брат и друзья. Душевное томление стараюсь отвлекать делами.

Сегодня утром сделал пробежку по морозцу. Видна луна. Уже завтра я увижу её из Египта. Что же там ждёт-то? Прошло 10 дней. Десять опять сумасшедших дней. Каждый час из них мне приходилось решать задачи различной трудности на выживание, на адаптацию в другой стране. И чем труднее задачу я разрешал, тем большее удовлетворение получал. У меня произошёл огромный выброс энергии, полная самоотдача. Я радовался вынужденной активности, видно этого и искал. Вот только не думал, что так рано всё завершиться. А вывод после этого такой: не удастся мне больше броситься в авантюрные пересечения континентов. Не тяну, уже по желанию. Не иду на излишний риск. Но до-во-о-олен! Теперь обо всём по порядку.

21 числа, утром, я добрался до Пулково-2. Получил свой билет и начал проходить таможенный и паспортный контроль. И тут, вдруг, после многих моих путешествий, бдительная женщина увидела подтирку в паспорте. Турагенство когда-то поставило мою фамилию карандашом, а потом я её стёр и расписался нормально. Об этом уже забыл, но напомнили. Пришлось пару раз снимать шапку, чтобы разглядели моё лицо, и оставлять образец подписи. Подошла старший контролёр, и только потом пропустили. Да ещё мне спешно пришлось зашивать карманы рюкзака, чтобы не обобрали грузчики. На удивление, с этим проблем не было, как сейчас, так и на обратном пути.

И вот устроившись у окна, я стал ожидать пятичасового перелёта. Поднялись над двойным слоем облаков, которые рассеялись только в Турции. Здесь стали видны голые горы, местами со снегом, и озёра. Наконец перелетев Средиземное море, увидел косу, отделяющую его от лагуны у африканского берега. Где-то тут был Каир, но опять всё утонуло в облачной пелене. Наконец, пустынные просторы Восточной Сахары. Такое впечатление, что реки высохли, и видны русла, избороздившие плато. У Красного моря вздыбились горы. Спустившись ниже, увидели пыльные хвосты от джипов, несущихся к их подножию. На синей глади воды белели многочисленные катера. Сверху я выискивал участки пустынного пляжа, куда бы можно было пристроиться на отдых. Шикарные отели видны с воздуха, как дворцы султанов или фараонов. Их архитектура и выдержана в этом стиле.

В Египте +26. У трапа встречают автоматчики. А в здании аэровокзала тургруппы сразу разбирают представители отелей. Делают отметку в бланке, гарантирующую место в отеле. Но я-то летел только по билету, и у меня нет не только визы, но и приглашающей стороны. Поэтому всех пропустили, а меня с одной женщиной нет. О египетских таможенниках и турполиции ходили разные слухи. Мол, что они могут взять за визу и 6, но в основном 20 долларов, в зависимости от личной симпатии. "Благодетели" в Петербурге предлагали оформить визу за 28 долларов.

Прибывая в чужую страну, я стараюсь по мере сил говорить на их языке, это вызывает уважение. Поэтому и здесь сказал: "Ас-салааму алейкум". Это произвело должное впечатление и нормальную человеческую реакцию. А у девушки, видно, были раньше проблемы в Египте. Она прекрасно владела арабским и помогла мне объясниться. Меня в итоге пропустили, а вот она осталась. И взяли за визу всего 15 фунтов, то есть где-то 4 доллара. Я был искренне благодарен египтянам за отзывчивость. Но и им нельзя пренебрегать туристами. Ведь почти все сбежали после теракта, а русские все едут. На моё счастье задержался один автобус, в который я нагло и влез, пользуясь неразберихой. Так что за трансфер тоже платить не пришлось. Автобус как раз шёл в район пятизвёздочных отелей к югу от Хургады с лучшими пляжами. Вышел у отеля "Мелья-Фараон" и расположился на берегу. Искупался, остудив жар.

Прекрасный тихий вечер. Солнце в 5 часов уже садилось, скрываясь в горах. Его лучи веером рассыпались из-за острой вершины по небосводу. Пляж усеян отмершими кораллами, ракушками и крабами. Дышится радостно, и, взирая на окружающую картину, я прихожу в восторг, что, наконец, на земле Египта. В курортном районе надо акклиматизироваться, а потом уже ехать смотреть колыбель цивилизации. На ночь я устроился под небольшим барханом с кустом. Но это была ошибка. В 9 вечера из норы под ним вылезла мышь и начала так назойливо надоедать мне, что пришлось перебраться к самой воде. Прогнать её было невозможно, она появлялась вновь и вновь с молниеносной быстротой и с разных сторон. Видно, её привлёк запах ветчины, которой я ужинал. А у моря в полночь начался ветер. Мне пришлось одеться, как следует, и закутаться в свой брезентовый чехол и вкладыш от спальника. Спал я на коврике, под которым была ещё толстая чёрная плёнка, предохраняющая от грязи одежду.

22 ноября. В 6 утра уже рассвело так же быстро, как и стемнело. Вторую половину ночи, правда, освещали остатки луны. Я перекусил домашними бутербродами и запил чаем из фляги. Пошёл по мелководью к краю рифа, чтобы искупаться. На удивление, вода у берега была на много холоднее, чем на рифе. Там какие-то мягкие водоросли или илистые наносы даже согревали ноги. Увидев первый раз красные кораллы, я очень удивился.

Но то, что ждало меня впереди, превзошло все ожидания. Даже плавая без маски, я поражался прозрачности воды и массе не пуганых рыб. Но вдруг мелководье кончилось, и мне открылась голубая бездна и стены кораллового рифа. Какая-то аж зловещая синева источалась снизу. Мне стало даже жутко, и я поплыл к берегу. Тут во время отлива собирали свой улов белые цапли и люди. Парни поднимали плиты из отмерших кораллов и вытаскивали крабов. А я пришёл на пляж отеля и взял на прокат снаряжение для подводного плавания. По специальным дорожкам дошёл до края рифа и тут увидел такой неземной мир, какой трудно описать. Это Мир, скрытый от нас водой. Это неповторимые сады из кораллов всевозможных расцветок. Однако в садах могут быть цветы, но тут поражают ещё и формы. Рыбы сказочной красоты и формы снуют прямо перед лицом.

Нет смысла описывать их подробно. Для этого у меня есть справочник. Но общее ощущение, что ты попал в райские кущи. Я плавал и плавал, пока не продрог. Одно дело смотреть фильм Кусто, и совсем другое, оказаться самому в аквариуме. Раз пять я купался за эти два дня, но в конце уже поднялся сильный ветер, и вода на мелководье замутилась. Только виндсерфингистам было самое наслаждение. Они с необычайной быстротой носились по морю. Позагорав на пляже шикарного отеля и приняв душ, я ещё набрал тут и воды. Своя уже кончилась. Надо сказать, что воду здесь пить можно лишь минеральную или кипячёную. Поэтому я сначала обеззараживал её таблетками. Потом, если была возможность, всё же кипятил. И плюс ко всему, для профилактики, принимал таннакомп от диареи.

23 ноября. Укрывшись на следующую ночь от ветра за песчаным отвалом, я на спирту готовил бульон. В таких условиях сухое горючее очень сильно расходуется для кипячения воды. Дров можно найти достаточно, но не хотелось коптить котелок и привлекать костром внимание. Утром я узнал, что до Хургады 27 километров. Это неприятно поразило. Но удивило то, что водитель автобуса взялся подвезти меня бесплатно. А путеводитель говорит о сплошных вымогателях бакшиша. А тут вполне нормальные люди, всегда готовые оказать помощь. Он меня подвёз к автовокзалу, и я с ходу, только немного поторговавшись, сел в автобус на Каир. Автобус удобный, с телевизорами и кондиционером, но тут можно курить.

Лента дороги потянулась по пустынному пейзажу между горами и морем. Суэцкий залив манил искупаться. Берег Синайского полуострова был очень хорошо виден. Около Суэца располагается множество воинских частей. Наша старая техника всё ещё используется здесь. Со времён арабо-израильской войны стоят памятники из танков и бронетранспортёров. Тут корабли подтягиваются к Суэцкому каналу.

Через 5 часов мы прибыли в Каир. По пути я купил бутылку воды "Бараки". Хочу отметить, что у всех туалетов тут просят деньги. Если их нет, впрочем, тоже пускают. Я в таких случаях дарил наши монеты. Каир сразу подавил своим шумом и суетой. Этот почти 20-ти миллионный город по-восточному суетлив, криклив. Торговцы гомонят на тротуарах, водители нещадно клаксонят. Над всем этим довлеет пронзительный крик муэдзина через громкоговорители. Вокруг витают запахи приготовляемых сладостей или простых кушаний. Хоть и начала побаливать голова, но мне это нравиться. Ведь эту экзотику и хотел посмотреть. На вокзале сдал рюкзак в багаж. Правда, произошла путаница купюр в 50 пиастров и 50 гиней, и я не мог понять, почему с первой не могут дать 49 гиней сдачи. Потом всмотрелся и понял свою ошибку. Цифры тут, кстати, совсем не такие, как у нас, и пришлось их срочно выучить, посмотрев номер платформ. А то, и с автобусами, и с поездами трудно разобраться. Начал расспрашивать и полицию, и народ в поисках гостиницы. Одна оказалась дорогой, но там посоветовали, где дешевле. Вообще, египтяне охотно идут на помощь.

В дешёвой гостинице кое-как сторговал крохотную комнатёнку без окон и со сломанным кондиционером за 20 фунтов. Но зато уединение, розетка и душ с туалетом рядом. Мне больше ничего и не надо. Может, конечно, и переплатил, но это всё-таки центр города. Вечером поехал на метро к Египетскому музею. Заодно узнал на вокзалах, сколько стоит билет на поезд и автобус до Асуана, и когда они отправляются. Мой путеводитель уже устарел, хотя и выпуска этого года. Места отправления автобусов перенесли на площадь Тахир с площади Рамзеса. Цены при этом подняли в два раза. А поезд и автобус стóят одинаково – по 60 с лишним фунтов.

Решил завтра ехать поездом. На их бичевозах, наверное, дешевле, но там грязно и полно народа, а главное, иностранцу туда билет и не предлагают. Один египтянин, побывавший в Москве, пригласил меня в гости в свой офис. Он торгует благовониями. Пока он звонил и узнавал о ценах, его брат рекламировал и пытался навязать свой товар. Масла действительно приятные, но я вежливо отказался, хотя цену он сбил почти втрое. Правда, его услуги за билет составили 5 фунтов. Но брать-то я всё равно стал потом сам,  и, поблагодарив за информацию, ушёл.

Метро вполне приличное, и лучше пользоваться его лабиринтами-переходами под площадями, чтобы не выпрыгивать из-под колёс машин наверху. Но надо быть внимательным, иначе, войдя не на ту сторону платформы, надо при переходе платить опять. Сделав такую ошибку, я всё же договорился, чтобы пропустили. А на вечерних улицах вавилонское столпотворение. Несмотря на регулировщиков, машины и люди двигаются, кажется, в полном хаосе. Человек может на ходу выйти и войти в автобус или машину прямо посреди проспекта, забитого транспортом, и пойти в любую сторону. На каждый свой манёвр водители реагируют сигналом, и шум стоит невообразимый. Даже в мою изолированную комнату он доносился и ночью. Ведь отель находился на улице Рамзеса рядом с мечетью. Поражает обилие полиции и военных всех мастей. Они действительно на каждом шагу. После луксорского теракта, видно, предприняты беспрецедентные меры безопасности. Завершив вечернюю вылазку, я дома на кипятильнике сварил суп и накипятил воды впрок. Отдохнув, пришёл в прекрасное расположение духа и изучал карту, строя планы дальнейшего продвижения на юг.

24 ноября. Утренний Каир предстал передо мной в лёгкой дымке. Дома наутренний Каир набережных Нила постепенно размывались в ней. Не торопясь и оглядывая берега великой реки, я прогулялся к Каирской башне и в Андалузские сады.

Фелукки, или фелюки, как произносят египтяне, стоят на приколе с подобранными скошенными парусами. Вернувшись к открытию Египетского музея, я имел удовольствие окунуться в мир глубочайшей древности. Мир бесчисленных каменных изваяний, гробниц, саркофагов и мумий. И не всегда сразу доходит, что эти вещи изготовлены и тщательно расписаны несколько тысячелетий назад. Зал со знаменитыми сокровищами Тутанхамона. Даже его маска, как живое лицо, смотрит на тебя. Это всё начинка, а вот скорлупа осталась в Гизе.

Наконец добираюсь и туда. Трущобы, двор со скотом, городская суета, вдруг, сменяются горой. Это так себя ощущает муравей, ползущий через грязь и вдруг упирающийся во что-то неохватное взглядом. Концы пирамид вблизи настолько велики, что действительно трудно поверить, что это сложил человек, а не великан. И как тщательно сложил. Это сейчас они подразрушены, и только вершина Хефрена напоминает о былой строгости линий. А ведь каждый такой кубик задавит и лошадь, и слона. Кубиков миллионы, и на высоту они подняты более ста метров. Вокруг сейчас пыльные просторы. А эти сооружения как будто собраны из вселенской пыли и оставлены предками в память потомкам о могуществе человечества, но в то же время, и о мимолётности его жизни. Что мы по сравнению с пирамидами? Вот и тянет к этому последнему оставшемуся чуду Света, даже не столько посмотреть его, как что-то в себе осознать, как-то оценить Мир и Время.

Это сегодня, в полдень 24 ноября, я достиг второй желанной цели после Парижа. Там цивилизация, здесь история. Осталась природа, воплощённая в Амазонских джунглях. Может, и до них доберусь когда-нибудь.

СфинксПо длинным, узким коридорам, в сильной духоте и пригнувшись, поднимаюсь в гробницу пирамиды Хеопса. Камни подкопчены факелами. Гробница давит. Она пуста. Прошу араба сделать снимок на память. Весь в поту выбираюсь на улицу. На назойливые предложения погонщиков верблюдов стараюсь не реагировать. Полиция тоже на верблюдах. Походив в окрестностях пирамид, потрогав камни, заглянул в глаза Сфинксу. Он смотрит на город. Может, он знает, что с нами дальше будет, ведь столько видел. Я тоже сегодня размышляю, так, обо всём. Вечером походил ещё по Каиру. Мечети красиво освещены. Мусульмане молятся. Обратил внимание, что улицы полностью принадлежат какому-нибудь одному виду ремесленников. Так что, если знаешь город и что-то хочешь купить, надо ехать в конкретное место и там выбирать и торговаться, торговаться и выбирать.

25 ноября. В 10 вечера сел в комфортабельный поезд. Сидения откидные, есть TV, но программы далеко неинтересные, правда для меня. Восточные фильмы – это такой примитив или заунывные стенания. Только в моём вагоне едет более десяти западных студентов из Германии, Финляндии, Швеции. По их льготам, так лучше всего путешествовать. В поезде хоть выспался. Торговцы продуктами, как и у нас, будят своими криками.

Зато, какое прекрасное утро. Пальмы в оазисах в дымке. У каналов копошатсяпальмовые рощи люди. Кто-то работает в полях. Пальмовые леса меня восхищают. Тем более, что они контрастируют с нависающей пустыней, с остатками храмов древней цивилизации. По Нилу снуют фелукки, а то и баржи. От съёмки через стекло воздерживался, надеясь снять в натуре, и очень зря.

По прибытии в Асуан, в туристской полиции узнал, что в Судан отсюда попасть не возможно. В Вади-Хальфу никакого проезда нет. А можно только перелететь из Каира в Хартум самолётом. Но это же, надо возвращаться назад, да и сколько будет стоить. Можно конечно от Абу-Симбела нелегально пересечь границу и переплыть озеро Насера. Но что дальше. Не могу решиться на риск остаться в Судане. Да и честно говоря, когда выполнил задачу минимум, посмотрел пирамиды, немного успокоился. По крайней мере, не зря в Египет съездил. Да и все дни был в сильном томлении, как поступать дальше. А тут вопрос как бы решился сам собой, мне в самооправдание. Прямо скажу, двигаться от дома в неизвестность намного труднее, чем рваться домой. Там видишь цель и прилагаешь все усилия. Да, и душевно не так томишься. Так что, брат, видно ни каких "Каир - Кейптаун", у тебя больше не будет. В лучшем случае, посмотрю экваториальную Африку, чтобы охватить все пояса континента. Камень, как с души упал.

Нил Отбиваясь от навязчивых шкиперов и извозчиков в каретах, иду пешком на окраину города. В ближайшем оазисе сворачиваю у глиняных лачуг феллахов, и, петляя между их полуразвалившимися заборами, выхожу к Нилу. Земля почти вся занята полями. Только узкие тропки. Но нахожу заброшенный участок у воды и устраиваюсь на отдых. Вокруг дикая экзотика. С пальм слетают хищные птицы, цапли и чибисы ходят у воды, насекомые, ящерицы, крысы, шныряют в травяных джунглях. Обмакиваюсь водами Нила. На островах реки много зелени, пасётся скот. А дальше пустыня, гористый берег с окнами гробниц. Жарко, и я раздеваюсь. До тропика каких-нибудь 50 километров. Рыбаки на узкой вёсельной лодке закидывают сеть, а потом ботают и вынимают рыбу. В тишине, на воде, хорошо слышны их голоса. А огромный прогулочный флот из комфортабельных кораблей стоит на приколе. Туристов мало, возить некого. Поэтому, оставшимся приходится довольно беспокойно. Назойливость надоедает. Хочется, чтобы на тебя никто не обращал внимания. Но и их понять можно. Это их хлеб, а туристов нет. Выезды из города под контролем полиции. Вечером отдыхаю в сквере на набережной, любуюсь подсветкой гробниц на том берегу. Картина очень загадочная.

26 ноября. К полуночи я вышел на вокзале в Луксоре. Нищие спят прямо наЛуксор земле. Ко мне подлетает орда мальчишек с предложениями отеля. Но я знаю куда идти, и они отстают только в дверях гостиницы. Появляется араб, а затем хозяин в цивильном костюме. Я спрашиваю номер за 10 фунтов, и к удивлению, он, не торгуясь, соглашается. Видно и так осчастливлен появлением русского туриста. Ведь прошла, наверное, неделя после расстрела туристов в храме. Гостиницы пусты. Он даёт мне схему города и устраивает в 2-х местный номер с душем и туалетом. Весьма просторно, но, как всегда, шумно со стороны площади. От ужина я отказался, так как принимал душ, а потом сготовил сам, а вот на завтрак араб принёс чай и лепёшку, за что и получил бакшиш. Правда, бакшиш они хотят всегда побольше. Сходив на вокзал через утренние базарные улочки, я узнал, когда отходит автобус в Хургаду.

Уже торгуют свежей рыбой, перцем, фруктами. На некоторых домах прибиты чучела крокодилов или больших черепах. Обошёл Луксорский храм с его мощной колоннадой, а потом любовался Нилом, гуляя по набережной. Осмотрел музей папируса. Прямо на улице можно взять на прокат велосипед. Но мне лучше пешком. Чуть-чуть я не дошёл до Карнака, просто не знал. Редкие туристы появились на улицах. Удивляет появление полуголых европеек в маечках и трусиках. Надо всё же с уважением относиться к местным нравам, и не ужасаться потом последствиями подобных поступков. Ведь арабы не любят пьяных и полуголых.

Билет на дневной рейс достаточно дешёвый. Всего 17 фунтов. Мусульмане и копты в своих одеждах перемешаны с европейскими костюмами. Обслуживает автобус девица вульгарного вида. Она разносит чай, а в конце предложила мне остановиться у неё. Получив отказ, стала говорить с другим. Сама она какого-то азиатского происхождения.

Средний Египет наиболее опасен в отношении терактов. Мусульмане и копты не всегда живут в мире. Европейцам здесь ездить не рекомендуется. На дорогах бронетранспортёры, на вышках у КПП, пулемётчики. Отъехав с густозаселённой долины Нила, мы помчались по шоссе через пустыню. Сначала это было безжизненное плато, потом въехали в горы, и довольно красивые. Я только и вертел головой, осматривая пейзажи. В район курортов так просто не въедешь. Местных проверяли 2 раза, и чуть что, безжалостно высаживали. На наших глазах одного раздели чуть не догола, обыскивая его вещи. Он так и остался на КПП. В Порт-Сафагу прибыли не надолго. Видел всего один корабль. И, наконец, к вечеру оказался в Хургаде. Опять навязывание гостиниц. Когда я сказал, какую мне надо, и близко у моря, сразу нашлось несколько человек, которые сказали, что они оттуда. Победил тот, кто наглее. Когда я дошёл до его гостиницы, то это оказалась совсем не та, и совсем не у моря.

Они, чтобы взять клиента и привести, идут на такой обман. Но мы договорились всего за 15 фунтов за двухкоечный номер. Вечером я, правда, поплутав по Хургаде, добрался до пляжей и нашёл там номер даже за 10 фунтов, но решил подождать перебираться. Вот тут туристов намного больше, особенно наших. В вечерней прохладе они обследуют рынки.

Я посетил аквариум с рыбами Красного моря. Поговорил с нашими. Искал группы из Питера, чтобы пристроиться на отлёт, но так и не нашёл. Ведь сюда возвращаться не собирался, да и уехали мои на автобусе раньше, чем я. Многие продавцы говорят по-русски. И вообще, нас уважают. Возможно за непосредственность общения или за старые заслуги. И в Асуане, и в Луксоре, и здесь, всегда рады русскому, когда узнают, откуда приехал.

27 ноября. Общественный пляж в Хургаде неважен. Но, взяв на прокат снаряжение, сбив предварительно цену на него в 3 раза, я поплыл осматривать кораллы. Поражаться этому морю можно бесконечно. Немного вызывали отвращение огромные черви, лежащие на дне чёрными колбасами величиной 30 сантиметров. Но, может, это и не черви. Трогать я побрезговал. Сама по себе Хургада сейчас — это сплошная стройка. Вид очень непривлекательный. Зелени нет. Здесь можно только нырять, а загорать не стоит. Днём стоит сильная жара до 28-ми градусов. Это в тени. Узнал, что в Саудовскую Аравию отсюда не выбраться. В Уганду тоже. Только можно покататься в Шарм-Эль-Шейх и на острова. Значит, надо лететь домой.

28 ноября. Переночевав ещё раз в этом отеле, я пешком пошёл в аэропорт. Потом, правда, подвезли. Хотел с ходу пройти в здание, но не тут-то было. Без билета сразу завернули и сказали, что сегодня рейсов на Питер нет. Внутрь не пускают даже узнать информацию. Везде охрана из автоматчиков, не обойдёшь. Получается, что люди должны сидеть на солнце и париться. Толком даже не посмотреть расписание, не найти представителей наших авиалиний. Я объяснялся с полицейскими, потом вышел пешком по жаре с аэропорта. Охрана хоть пропустила. Потом зашёл в Египетские авиалинии. Там сказали, что они могут продать билет только из Каира в Москву за 670 долларов. Я иду в «Гранд-отель» и спрашиваю, есть ли наши группы. Потом по длинной цепочке выхожу на наших гидов, это от одного к другому по рекомендации через 5 человек.

Езжу из одного отеля в другой. Помогает "Москва-Тур", потом нахожу Мишу из Питера. Этот парень геолог, а сейчас тут работает в отпуске. Английский знает великолепно. Он мне здорово помог. Да и другие земляки молодцы. Кто что посоветует, кто воды принесёт на запас. Наш турист, хоть и пьяненький, но отзывчивый. Нахожу ещё двух египтян, которые обещают, если что, заказать обратный билет через Москву. Ведь у меня его нет, я возвращаться собирался не из Египта. Сделал себе проблему. Хотя многие говорили, что теоретически на посадку попасть всегда можно. Но кто же знал, что тут людей морят на улице и не пускают в аэропорт. Цены на обратный рейс назывались от двухсот до 270 долларов, и это до Москвы. В общем, я немного поволновался, подняв пол Хургады на уши. Тут отчётливо сказалось плохое знание языка. Это насущные потребности можно объяснить на моём уровне, а вот что поподробнее, уже плохо понимаешь. Хорошо хоть в этот день с полудня и до заката загорал и купался. Заночевал здесь же на пляже. Как всегда, с вечера жарко, а потом начинаешь подмерзать. Лучшие сны снятся под утро, когда надо вставать.

29 ноября. Пошёл до аэродрома пешком. У отеля "Шератон" лучший сад и пляж. Но сразу за ним какие-то лачуги и старые укрепления. На КПП уже пешком не пропустили, и подъехал с офицерами полиции. С восьми утра до полдня ждал, когда начнут подбираться наши к рейсу. За это время познакомился ещё с несколькими людьми. Двое ребят тоже ждали билет из Москвы этим рейсом. Он им стоил 270 долларов. Тургиды начали объяснять, что без билета улететь невозможно, и, в лучшем случае, они могут его сделать через неделю. Скорей всего, набивали цену, как посредники.

Главное было пройти контроль на входе. Но меня опять завернули, несмотря на объяснения. Да ещё начали уверять, что сегодня 2 рейса, через неделю - последний, и всех оставшихся туристов вывезут. Одна женщина как раз хотела остаться ещё на неделю, но ей не гарантировали отлёт потом. Я хотел у неё перекупить билет, и доказывал, что за неделю она уж достанет. Всё-таки один египтянин обещал содействие, если окажутся места. Оставалось ждать. Но "Под лежачий камень вода не течёт". Я крикнул в зал, чтобы позвали кого-нибудь из наших представителей, что проблема с билетом. Это услышал один провожающий и подвёл меня к какому-то египетскому боссу по туризму в Хургаде. Он, с нашей пышногрудой секретаршей и ещё одним солидным мужиком, летел в Москву. Говорит, что мне очень повезло, и у него остался один билет. Я не торгуясь, сразу предложил 200 долларов. Его помощник, взяв мой паспорт, быстро достал пачку билетных бланков, и сделал дело.

Полицейские не верили своим глазам, когда я в третий раз появился уже с билетом. Они его долго вынюхивали. Но после всех утрясок я всё-таки прошёл. Многие люди, знавшие о моей проблеме, встретили моё появление с радостью. Всё же мне удалось найти нужного и хорошего человека и сделать дело, когда нервное напряжение достигло своего пика. Вот это и доставляет мне наибольшее удовольствие. Активная жизнь и выход из кризисных ситуаций надолго запоминаются. Я и сейчас, на эмоциях, уделил этому столько места. А ведь думал, что если не улечу, то сил ждать больше нет, и, чем тратить нервы и время, буду пробираться домой через Синай, Иорданию, Сирию, Турцию, и Кавказ. Как бы это получилось, ещё не известно, но я был настроен. Ещё мы с Мишей поговаривали о совместном выезде через Александрию.

За каждый день я благодарил Бога, а утром просил благословения на грядущий день. И вот она, истина в результате: "Просите, и дано будет Вам, ищите и найдёте, стучите, и отворят Вам" Матфей. 7.7.

К моему удовольствию, и я помог в самолёте другу этого бизнесмена. У него было плохо с желудком, и мои лекарства помогли, чему я был очень рад. Во время полёта попали в зону турбулентности, и немного потрясло даже наш ИЛ-86. Кстати, мест свободных более не оказалось. Я сидел последним и на подсадку вряд ли мог рассчитывать.

Москва встретила 9 градусами мороза. В автобусе и метро продрог и отогрелся только кофе на вокзале. В 10 вечера мне сказали, что билетов до 2-х часов дня нет. Одна женщина предложила с рук купе за 170 тысяч. Но я подошёл к ближайшему поезду, и, уплатив 100 тысяч проводникам, ехал не только один в купе, но кажется и во всём вагоне, да ещё и под охраной 4-х бугаев. Ведь поезда эти скорые и охраняемые. Привёл себя в порядок, побрился, почитал газету и хорошо поспал.

30 ноября. В Питере лёгкий свежий снежок. Улицы малолюдны, ведь выходной. И не верится, что ещё вчера губы сохли от жары, вокруг был шум, гам, дёрганье за рукав. Но о Египте и его народе у меня самые лучшие впечатления. Образ жизни у них отличается от нашего, это - да, но дружелюбие и помощь не забуду. А уж такую экзотику, как Великие Пирамиды, каирскую суету, чудеса Красного моря, оазисы Асуана и храмы Луксора, вообще нельзя забыть. Эти впечатления, уместившиеся в 10 дней, теперь будут выплескиваться на моих знакомых ещё долгое-долгое время.