Рисковая рыбалка

ЮРИЙ МАТВЕЕВ

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам. Матфей: 7-7

2.03.93г.

РИСКОВАЯ РЫБАЛКА

Подобные истории происходят у нас каждую зиму. Еще с начала очередной тёплой зимы стали поступать сообщения об отрывах льдин с рыбаками. Их спасали с вертолётов сперва на Ладоге, а потом и у нас. Промысловикам приходилось таскать на буранах лодки к трещинам для переправы оставшихся на том берегу. Неделю назад мы с братом собрались за корюшкой, тем более, что клёв был хороший, он уже один раз ходил. Однако с горы обнаружили, что половину льда угнало вообще, а на кромке оказалась малая глубина и плохой клёв. Все возвращались. Но вот вчера, под вечер, я  обнаружил, что разводье наконец-то затянуло. Морозы были слабенькие, и ледок оказался тонким. Он, что называется, парил. Человек вдалеке по пояс утопал в дымке. Лёд встал только благодаря тому, что давно не было ветра.

Сегодня утром я решил использовать выпавший шанс. Поехал на лыжах, что впоследствии меня и спасло, да и было так быстрее. За эту зиму сделал не один бросок по лесу на 30-40 км и поэтому уверенно приехал к началу клёва. Вот только погода была подозрительная. На небе тучи, то ли к ветру, то ли к осадкам и теплу. А ведь утром было минус семь. Вот и край старого, занесённого снегом и торосистого льда. Дальше ровненькое поле, с небольшими надувами и толстым инеем после вчерашней "парной". Ведь за ночь этот туман добрался и до деревни, укутав все ветви деревьев кристалликами льда. Даже под лыжами лёд неприятно потрескивал. Появились мокрые полосы. Но треск был от верхней корки, хотя и сам семисантиметровый лёд прогибался, когда я просто махал руками. Это было заметно по выплёскивающейся из лунок воде. Ветерок с юго-запада между тем набирал силу. Он гнал с Балтики воду, и её жёлтые пятна ещё утром были заметны у берега.

Клёв худо-бедно начался. Даже на старую наживку я вытащил жирнющую корюшку и сразу отрезал ей хвост, чтобы освежить приманку кровью. И действительно, почти тут же поймал вторую. Давно я не ощущал приятной тяжести на другом конце лески. Однако несколько штук ушло. Потом кто-то на одной и той же удочке пару раз съедал приманку и уходил с крючка. Но с упорством, достойным лучшего применения,  я дёргал удочку снова и снова. Потом всё же подсёк, и почувствовал такое сопротивление, от которого удочка вырвалась из рук. Тянул очень тяжело и вытянул огромную извивающуюся бельдюгу. Прямо не бельдюга, а сом. Ухватив эту скользкую тварь и преодолевая её сопротивление, с трудом вытащил крючки. Следом попалась ещё одна рыба, но опять бельдюга. Теперь они корчились и извивались на снегу.

Между тем, погода явно ухудшалась из-за ветра от берега. Клёв прекратился. Я оставил удочки и поехал на лыжах вперёд почти до старых ледяных полей с камышом, что были унесены неделю назад. Какой-то безумец забрался и туда, но сидел намного левее. Опять затрещал лёд, да ухнуло где-то сзади. У меня была мысль попробовать клёв с тех полей, но видно какое-то чувство самосохранения подсказало не ходить туда. А скорее холод, и время на сворачивание удочек. Я рыбачил в одиночестве. Основная масса, человек десять, сидели правее. Но и у них с клёвом было плохо. Стал потихоньку сматывать удочки, тем более заметил, что кивки сильно натянулись и быстро выбирают слабину. Сначала отнёс это на счёт прибывающей к берегу воды, но потом понял, что это был дрейф в сторону моря. Многие рыбаки ещё с утра не рискнули идти на молодой лёд и остались далеко позади.

Я поехал назад к подозрительно тёмной полосе, и, к удивлению, увидел трещину метров в пять с волнистой водной рябью. Ощущение от этого факта сначала было  прямо-таки неприятное. Такой тонкий лёд могло разнести в шторм в два счёта. Смотрю, и рыбаки свернулись и идут сюда. Узнал у них на счёт лодки, но её не оказалось. Ждать, когда кто-нибудь увидит с берега и выйдет на помощь, можно было до утра. Идти к кораблям оказалось также невозможно. Сразу после того, как я побывал у старых полей, их оторвало. Вот было бы интересно, если бы я остался  там без рюкзака с пищей. Да и сейчас был всего один бутерброд с маслом и несколько рыбин. Я уже прикидывал, можно ли съесть её сырой. Замерзать не хотелось, и я рванул на северо-восток по ветру, туда, где дуга трещин уходила за горизонт, к уже еле видимым кораблям, растворяющимся в серо-свинцовом небе. По ветру ехал быстро, пришлось даже снять фуфайку. Ситуация была экстремальной в основном из-за своей непредсказуемости. Хорошо, что я знал, что где-то за Ижорой лёд стоял не оторванным всю неделю.

Однако была опасность, что трещина идёт к фарватеру и соединяется с ним. После того, как я проехал пару набухших водой трещин, был риск оказаться на тонких и битых ледяных островах. Даже в случае спасения основной группы меня могли и не заметить. Ведь только что прочитал записки    Ф. Кука о достижении Северного полюса и мучительного возвращения домой. Сколько мужества надо было иметь, чтобы просто выжить! Несмотря на некоторые спорные моменты, я считаю, что этот человек первым побывал на Северном полюсе.

А тут какие-то ничтожные несколько трещин. Меня спасло то, что основная трещина расходилась на несколько мелких. В месте их стыка был битый лёд и маленькие разводья. С помощью лыж, на скорости мне удалось проскочить их уже по нахлестывающей волне. Риск окунуться был, но лыжи спасли. Пока ветер разгонял льды, мне удалось миновать все трещины различными манёврами. Мне не пришлось даже идти до Ижоры - переправился где-то напротив Лебьжьего. Свободно вздохнул только нa крепком  льду. Тут почувствовал, как вспотел и немного устал. Но идти по снегу и против ветра было всё же спокойней, чем метаться между трещин.

Мужики всё ещё стояли кучкой, ожидая спасения. Я выбрался на пирс и сказал рыбакам, что людей оторвало. Однако по такому глубокому снегу лодку тащить они не захотели. Но приняли к сведению, если не выберутся. После обеда сходил с биноклем на берег. На удивление, все переправились. Им просто повезло. Ветер на один момент изменил направление, и берега полыньи стали сближаться. Тогда они просверлили буравами льдину и перебрались по ней как по мосту. Ну что ж, на этот раз обошлось для всех. А я попал в такую ситуацию впервые. Это сейчас интересно вспомнить, а тогда было хоть и не страшно, но довольно неприятно. Главное, мой расчёт оправдался, да и кто знает, как бы дальше сложилась ситуация для оставшихся рыбаков. А так люди на берегу хотя бы знали о беде. Между прочим, с берега совершенно не видно, что людей оторвало, и схватились бы поздно.