ЮРИЙ МАТВЕЕВ
|
|
12-25.03.15 г.
12. Вот и кончилась зима. Ждал – ждал морозов, но толком так и не дождался. Даже залив не замёрз. Корюшку не половить. Всего пару раз воспользовался лыжами «Тайга» и ни разу не катался на беговых. Постоит пару раз мороз, а потом опять – циклон за циклоном. Снегу навалило, ну, и топило его дождями. Зато спать зимой было замечательно. Рано темнеет и поздно рассветает. Сижу в Назии или Красной Горке и отсыпаюсь. Только думы всё равно рано будят. А ближе к рассвету – опять уснёшь. Началась зима трагическим событием смерти тёщи (28.11), а заканчивается годовщиной смерти отца (28.02). Только и отдушина, что вдоволь наездился по лесам на лыжах. Зимовье впервые затопило. Талые воды стоят с осени. Лебедей видел уже 23 февраля. И это во второй раз за историю. То ли зимуют, то ли уже полетели. С работой немного помог «Валенс». Провёл неплохие дни в Токсово и Кавголово. А дальше что делать? Тут подвернулся дешёвый билет на самолёт до Иркутска (6800). Давно хотел посмотреть Байкал зимой, вот и решил поехать. В этом году, говорят, и там – необычно тёплая зима. Автостопом его не пересечёшь. Ну – посмотрим. Что-то случилось с климатом. В прошлом году не смог пройти Васюганские болота. Было +6 вместо – 25-ти. Всё поплыло. Сейчас – опять. Надо что-то делать! Заодно и голову от негативных мыслей проветрить. Есть гадливое чувство предательства. Я имею в виду Украину. В общем – еду прощаться с местами моей молодости. С утра в Питере подморозило. Яркий солнечный день. Любуюсь из иллюминатора самолёта на город, на чистый Финский залив, на остатки льда в бухтах Ладожского озера. За пару минут пролетаю и «карты» «Русской Америки» за Малуксой и Зеленецкие Мхи за Будогшью. А ведь я дни тратил, чтобы их пройти. Труднопроходимые лесные завалы между болотами кажутся тоненькими ниточками. А над Москвой уже облачность. Хотел погулять по Воробьёвым горам, но из-за промозглой погоды не стал задерживаться. За пару часов доехал от Домодедово до Внуково. Есть ещё 4 часа до самолёта, вот и пишу дневник. 13. Так же было 35 лет назад. Я впервые летел в Сибирь, в Иркутск, и смотрел на Восточные Саяны в утренних лучах солнца. Спасибо Жизни за напоминание! Вот так! Живёшь-живёшь, как в детстве, а потом раз – и наступает старость. И чувствуешь, что уже и память не та и зрение и слух. Да и мечты и иллюзии уже осуществились или развеялись. -14 в 10 утра. От старого здания аэропорта идее №20 до Тимирязева. Цена, как при коммунизме – 12 рублей! Там, пешочком до автовокзала и за 103 рубля еду в Листвянку. Сыплет крупный снег. Дорога укладывается по горкам. Посёлок, благодаря башням гостиниц и коттеджей, совсем не узнаваем. Теперь тут правит коммерция. Но чисто. Места в кабинках для пикников сдаются по 100 рублей за час. Машины на воздушной подушке и квадроциклы – припаркованы у берега. На рынках омуль горячего копчения стоит среднем – сто рублей за хвост. Но мелковат. Я, всё же, по традиции съел одного. Да ещё купил замечательных пончиков с брусничным вареньем. Несмотря на пасмурную погоду, торосы байкальского льда, светятся ультрамарином, а толща льда поражает чистотой и прозрачностью. Нагулявшись и разведав дорогу на завтра, возвращаюсь в уютный хостель «Белка» (600руб). Вечер проходит в интересных разговорах со швейцаркой и двумя канадцами, а так же с хозяевами, то же поколесившими по миру.
14. Чудесно выспался в тишине и на свежем воздухе. Попрощался с приютом и спустился с горы к Байкалу. Солнце, - 8. Какая радость! Одеваю ледоступы на сапоги и чёрные очки-консервы. Пол дня ветерок дует в спину, то есть на солнце. Лёд настолько прозрачный, что кажется, идёшь по воде. Только немыслимая сеть трещин опутывает его толщу. Некоторые льдинки оплавились на солнце и сверкают, как алмазы. Другие встали на ребро, и торчат тонкими лезвиями.
На абсолютно скользкой поверхности трудно идти даже в шипах. Стараюсь выбирать места, где есть хоть немного снега. Лёд гудит, ухает, иногда колышется. Прямо под ногами появляются новые трещины. Сегодня суббота. Сегодня суббота, поэтому караваны «новых русских» и иностранцев едут снегоходах, квадроциклах, машинах на пикники. Не понимаю их! Байкал надо слушать без рёва моторов. Чувствовать его тело ногами. Осуществляется моя мечта – посмотреть на недоступные летом из-за прижимов скалистые берега. Лесистые склоны сменяются горной лесостепью башнями или стенами с ячеями пещер. Иду по 50-60 минут, потом снимаю обувь и просушиваю от конденсата 10-15 минут. У меня сапоги из толстого пористого материала, пригодные для воды и для морозов. Через 3 перехода пью чай из термоса с сухарями.
Большие Коты обошёл. В 15 часов наступило безветрие. Пригрело так, что можно было раздеться и обсушить пот. На мысе Кадильном встретил лесника и узнал дорогу. Несколько километров прошёл по Большой Байкальской тропе. Но это рискованно. Осыпи, обвалы, остатки тающего снега. Спустился и пошёл берегом по гальке. Тут очень хороший и толстый плавник. Самое то для ночлега, но решил проскочить ещё в глубь бухты. Там не понравилось, и решил идти до жилья без ночёвки у костра. Наткнулся на домик. Парень не очень хотел, чтобы я остался у него, и пришлось топать ещё километров 6 в полной темноте. Подсвечивал скользкий путь фонарём и вооружился двумя палками.
В Голоустное прибыл около одиннадцати вечера. Если вторую половину дня ветер подул в лицо, то после захода солнца опять стало тихо. Только звёзды над головой. Начал стучать на свет в окошках под лай собак. Вышел мужик, но не пустил, а пошёл со мной, то в один, то в другой дом. У меня был один телефон, данный парнем. Женщина, у которой недавно погиб муж, сорвавшись с тропы, приняла на ночлег за 300 рублей. Гостеприимно утроила, несмотря на полночь, подогрела воды в сегодняшней бане. Напился чаю. Тут живёт ещё один дауншифтер. Он работал в Индии, Малайзии и, последний год, во Вьетнаме. Однако по пути в Волгоград, застрял на полтора года на Байкале. Работал с туристами на Ольхоне, а сейчас не спеша двигается по западному побережью. С работы уволился и живёт счастливой духовной жизнью.
Голоустное не узнать. В 1987 году у покосившейся церкви был пустырь. Мы тут ночевали. Сейчас всё застроено домами отдыха и коттеджами. Байкал вернул меня к жизни. Пессимистичные мысли, привезённые с собой, улетучивались, и рождалось желание быть тут ещё раз за разом. Он всё тот же, а вот мы поменялись. Раньше люди сами приглашали к себе, а теперь если ночлег – то за деньги. Надо как-то выживать, когда всё вокруг коммерциализировалось. Ладно, пора спать. Время уже час ночи. 15. Колокольный звон разноситься по льдам Байкала. Зашёл в восстановленную церковь на воскресную службу. А часов в 11 реши добраться до пещеры Охотничьей. Долго тянулась деревня. Лошади пасутся на зимних лугах. У второго моста, красивая наледь, отливающая голубизной. К сожалению, 7 километров от дороги до пещеры не пройти из-за снега. Стал стопить машину в Иркутск. Прощай Байкал! Так легко, как мы путешествовали раньше, уже не получиться. Всё обложено господином «Рублём».
Три охотника довезли меня в фургоне, а потом на авто, до вокзала. Решил ночевать в поезде и взял билет до Тайшета. Всё-таки страна меняется! Под общие вагоны РЖД отвело купейные. Чистые, с кипятком, ароматизатором, полотенцами и бумагой в туалете. С таких мест и начинается изменения в культуре. Я даже не поверил, что это общий вагон, думал – ошибся. Раньше в такие вагоны набивалось людей, как селёдок в бочку, и спать приходилось на третьей полке в липком поту и духоте. А сейчас – только по указанным местам. Трое студентов вышли ночью и я, прекрасно отдохнув, доехал один. 16. Хотел добраться до Кордово к знакомым. Потом, через Хакассию (Абакан), пересечь Горную Шорию в Новокузнецк и далее – на Алтай. Но летом отменили поезд Тайшет – Абакан. Придётся ехать автостопом по второму варианту через Красноярск на Анжеро-Судженск. И тут мне здорово повезло. Остановила татарская фура «700 Дорог» и я в ней ехал 12 часов до самого Мариинска в Кемеровской области. В дороге – то позёмка, то снегопад. Пересёк Енисей. Потом – поля да берёзовые перелески. Красноярцы блеснули креативом в придорожной торговле. Издали показалось, что к обочине вышли крупные звери. Оказалось – эту чучела и шкуры медведей самых разных оттенков. Да ещё боровая птица и различные туеса. В Кемеровской нахлынули воспоминания 88-го года. В Мариинск я ездил купаться нестерпимо жарким летом после работы в «джунглях» Анжерки. А теперь тут сугробы и метёт снег. Прошёл пешком километра четыре и заночевал на станции за 600 рублей. В ночи не раз попадались компании молодёжи. В прежние времена мог получить хорошее «приключения». А тут ребята охотно подсказывали дорогу, даже денег предлагали. 17. Ижморка, Яя и, наконец, Анжерка. Снега лежат выше заборов под самые крыши. Пасмурно и начинает мести. Узнаю, что на трассу «Байкал» через Юргу якобы не проехать. Переправы нет. (Позднее, подвозивший местный мужик сказал, что там есть вмороженный понтон). Значит, придётся пилить через Кемерово. У лесничества – моя последняя ностальгическая нотка умерла! Ничего знакомого. Задержался у питомника. Хотел купить отличного пихтового масла, которое делали здесь. Мы с Жорой 27 лет назад купили его, и мой литр кончился только в этом году. Увы, больше этого производства нет. Как нет шахт в городе. Как нет моей страны. Ну, вот и всё! Не осталось больше мест из прошлой жизни, которые я хотел бы посетить.
Молодые ребята довезли до Кемерово. Тут я немного застрял. Выбрался автобусом №20 до трассы 53, и покатил дальше. К счастью, люди брали сразу, иначе беда. Всего при минус трёх, ветер со снегом рвал так, что сдувало машины в кювет. С Казахстана шёл буран. Только когда проскочили отроги Силаирского кряжа, пошёл берёзовый лес. Очень уныло и неуютно. На пятой машине понял, что вылезать на объездной у Новосибирска не стоит – сдует. Парень подвёз прямо к вокзалу. Тут какой-то бардак, поэтому уехал на электричке до Чулымской. А тут – задница! Электричка на Барабинск только утром. Далее, на Татарск, опять сразу не будет стыковки. Ночевать на вокзале негде, только сидя. В гостиницу могут поместить в номер, где уже 5 человек. Ехать утром стопом, как хотелось, не климатит. Сильный ветер. Барабинские степи этим ценятся. Это мне, видно, расплата за предательство Байкала. Сидел бы там и радовался. Тут надо сказать несколько слов, почему я не поехал на Алтай. Ведь собирался. Во-первых – Алтай, такой же коммерческий район, как и Байкал. Приехать только для галочки, что побывал, значит закрыть себе дорогу на лето. В-третьих – добираться из Кемерово стало неудобно, дороги и долго. А потом ещё назад. Не хочу разочаровываться и в Алтае. Белуху как-нибудь потом посмотрим. Дальше, до Урала, я уже был в прошлом и позапрошлом годах. Значит – поеду к Шуре. Беру билет за 2300 на Кисловодский поезд. А то уже менты в городке документы проверяли. 18. Перекантовался ночь в пуховике. Удивляюсь себе, сколько всего набрал на все случаи жизни, а использую лишь малую часть. РЖД боится разориться, если пассажир будет пользоваться розетками, как во всех цивилизованных странах. Копейки стоит, а просят 35-50 рублей! Буран затих. Люди уже в 5 часов едут в город на работу. А то ведь это большая проблема – её найти. Во сколько же они встают!? В шахтёрском краю было то же. Работы нет. Разговоры только о деньгах. Президент хорошо помогает беженцам. Это по-христиански. Тем и работать не надо. А про своих и не помнит. Мы последние в очереди после организованных гастарбайтеров и боремся в одиночку. Эту мысль я за дорогу слышал не раз и полностью с ней согласен. Поезд на Кисловодск полон кавказцев. Один курд-папаша едет с 3-х месячной дочкой. Это надо же! Мама осталась дома с ещё четырьмя. А у него пути до Карачаево-Черкесии – трое суток. Одна осетинка сразу взяла опеку над малышкой. Баюкала, кормила, пеленала. Люди разных религий и наций, а добро и человечность сближает. И это радует. В Барабинске идёт торговля рыбой. Край озёр. Бери закуску, и в Казахстан. В Петропавловске получишь выпивку. Тут вагоны штурмуют продавцы коньяка за 200 рублей! На саркастический вопрос: - «Это стоимость пустой бутылки»? – только улыбаются. Плацкартные вагоны на Кавказ старые и душные. Полно больных. Очень жалею, что как только взял билет, сразу засияло солнце. 19. Был пятый час утра, когда поезд остановился в Челябинске. Я вышел на свежий воздух и сделал зарядку. Больше не спалось, а только читалось и смотрелось в окно. Урал в снегах. Вот и проехали столб «Европа – Азия». Юрюзань у города уже вскрылась. В обед я пришёл к старому другу в Ашу. После короткого застолья не стали тратить драгоценное время и поехали в Киселёвскую пещеру (2900 м). Чуть поднявшись от чистейшей реки Киселёвки на склон, увидели глубокий провал. Как часто бывает, выходы у таких пещер украшены толстым слоем инея. Его кристаллы и узорчатая структура, просто завораживают. Спускаемся ниже. Тут сияют под светом фонарей ледяные сталактиты до метра высотой. За границей точки росы уже появляется капель. Гулко булькают срывающиеся со свода капли. В низинах видны следы ручьёв. На потолке причудливые налёты «лунного молока», изгибы каменных рубцов «чрева желудка» горы. Мы, то пролезаем узкими лазами, то ходим, задрав голову, в огромных залах. Длинна некоторых до ста метров, высота десять и ширина сорок. Видны следы обвалов, поэтому говорить стараемся тише. Тонкий слой грязи покрывает пол и стены. На ноги я одел ледоступы, а на руки – перчатки. Подземный мир завораживает. Заставляет поверить в царство Хозяйки Медной Горы. Выбрались на свет и скатились по снегу вниз, как на санях. А вечером был роскошный ужин с настоящими уральскими пельменями. И вина: клубничное, земляничное, яблочное, вишнёвое. 20. Наконец-то! На восьмой день я сходил в туалет. Значит, адаптировался в режиме передвижений. Но сегодня предстоит ещё один экстрим. Мы едем в сторону Миньяра и сходим в лесу, чтобы подняться на хребёт Аджигардак. С нами молодой парень Антон. Зимний лес покрыт снегом более чем на метр. Лучи солнца пробиваются сквозь берёзы, клёны, вязы и дубы. На одной из седловинок делаем остановку в Банном зимовье. Жаркая печь быстро нагрела помещение. Тут действительно есть баня. Хорошо перекусив выходим в сторону самого хребта. После полудня, несмотря на мазь, начинается страшный подлип на лыжах. Оббиваем лыжи об стволы. На верху холоднее. Ветер прибил, а солнце отглянцевало снег.
Измученные суровыми условиями берёзы стоят, придавленные сугробами. Иногда, из этого, получается хорошее убежище. Просто берлога какая-то. В третьем часу дня начинается солнечное затмение. Постепенно луна закрывает около половины диска. Лучше всего это видно через рентгеновскую плёнку взятую Антоном. Тут же, в яме выдува, и перекусили. Вниз уже пришлось катить даже притормаживая. Под горой, у самой Аши, набрали чистейшей ключевой воды. Саня дома приготовил картошку с морской капустой и луком. Всё это под фирменную самогонку со зверобоем. Разогревает отлично. А ещё этот день запомнился тем, что ночью наступило весеннее равноденствие. Вот и весна пришла!
21. Ольга Евгеньевна – Сашина мама, снабдила в дорогу превосходным пловом, а Саня дал мёд и клубничное варенье. Распрощались мы с ним на перекрёстке трассы М-5. До Уфы я сел сразу, а потом имел глупость вылезти перед городом на трекстопе. Никто не едет на Казань. Промучился 8 часов и сменил 9 машин, пока добрался до М-7. За это время видел, как нигде более, много проституток и все русские. Обидно за такую жизнь! Сегодня, хоть и светило солнце, дул сильный ветер. Было на грани комфортности. Зато от поворота на Дюртюли доехал на 10-й машине аж до Мамадыша. Наконец кончилась безобразная для автостопа Башкирия. В Татарии, в противоположность, останавливают лучше всего. До Казани осталось 150 километров. Время уже московское. Татария поразила своими беседками-теремками с качелями внутри. Такие «избушки на курьих ножках» стоят на перекрёстках дорог. За 350 рублей устроился в гостиницу «Чибис», где принял душ, хорошо поужинал и лёг спать. 22. Утром договорился с дальнобойщиком идущим на Нижний. Дорога была настолько интересна и насыщена разговорами, что он решил свернуть с намеченной трассы и подвезти меня в сторону Йошкар-Олы. Вчера проехали Каму и Вятку, а сегодня показалась уже и Волга. После Татарии первый марийский город Волжск показался весьма депрессивным. Серые старые дома, деревянные бараки, запыленные огороды на склонах у ТЭЦ. Но потом случилась неожиданность. Погода с утра была промозглая, с ветром и снегом. А тут небо засинело, показалось солнце. Заиграли марийские сосновые боры. Бабульки торгуют всяким множеством солёных и маринованных даров природы. Веники пихтовые, шкурки лисьи…. На реке показался песчаный пляж. Я даже не поленился и заехал в столицу. Тут чудесная набережная с красивейшими зданиями старинной застройки. Православный собор – вообще поразил! Из города я выехал на автобусе до Шайбулака. Видел прекрасный ипподром. Достопил до Оршанска и пересёк его пешком. На 4-й машине доехал до Яранска. И тут и там – интересные соборы. Заночевал в вагон-гостинице (300р) на окраине.
Сегодня в пути мне был задан вопрос, на который я сам искал ответы многие годы. И нашёл. Что такое Бог, Счастье, Судьба, ответственность за плохие поступки и мысли (карма)? Когда жилось лучше: при коммунистах или сейчас? Для меня на все эти вопросы-ответы найдены, с чем понятнее жить. Даже заканчивая серию рассказов о путешествиях «В поисках утраченной страны», я понимаю, что, несмотря на меньшие возможности в выборе материальных благ, мы морально жили лучше, питались естественнее, имели выбор дела на перспективу вперёд и меньше завидовали при уравненном положении. Но в нынешнем времени то же есть свои плюсы. Оно другое, а значит интереснее. С другими составляющими, с которыми надо считаться или использовать и подстраиваться. Скоро четверть века, как нет СССР, а я всё искал его остатки по инерции. 23. Сильный ветер и мороз -15. Охлаждение на все 25. Стою на разных продуваемых перекрёстках. Люди подвозят, хотя, иногда, и проклянёшь этот зимний стоп. Весь день периодически одевал пуховик. Удивил один дальнобойщик, остановившийся в неудобном месте на ходу у поворота за Тужей. Он Брянский, шёл на Ухту и довёз меня до Котельнича. А вот тут я сделал глупость. Не доехал до поворота на Кострому, а вылез в городе и зачем-то пошёл на вокзал. Ничего удобного там не нашёл, только затарился в магазине и долго выходил к отворотке в конце города. Зато сразу здесь остановила «Скорая». Причём сама и подвезла меня до Ленинского. Так и менял я машины весь день. Объехал Шарью и прибыл в Мантурово. Сменил за день 10 машин. Парень-подводник возвращался в Мурманск на службу. Рассказал, как Курск потопили американцы. Приняли наш испытательный выстрел за атаку и ударили сами. А у них торпеда идёт в кильватерном следе, затем заходит сбоку и бьёт в нос. У нас в России и так многие догадывались о лживой официальной версии. Ведь сразу после инцидента прилетел директор ЦРУ, и вопрос был решён финансово. Война никому не нужна. Мог уехать на Кологрив с мужиком, но он сказал, что на Вологодчину через леса не проедешь. Надо будет возвращаться. А заодно и поведал истории «Лешего», убитого в Костромских лесах. Мужик жил лет 20 в лесу, охотился только для себя, помогал заблудившимся. Создали буферную зону заповедника, и он туда попал. Неуёмный егерь настучал директору заповедника о «вредителе». Тот ещё дурак! Сообщили в милицию, что в лесу живёт бомж. Дальше-больше. Начальник ОМОНа устроил целую операцию по захвату, в результате которой «Леший» был убит. Вместо того чтобы его взять егерем, а кто ещё лучше знал лес, поддержать – уничтожили человека. Это история в своё время здорово нашумела в прессе и на ТВ. Начальника милиции потом сняли, а директор сам умер через полгода.
За 15 минут до закрытия я попадаю в музей Мантурово. Тут экспозиция быта старых лесопромышленников, картинная галерея. На самое интересное – два портрета волосатых людей живших тут. Отсюда и легенды о йети. Ну, эту чушь журналисты придумали. Просто были генные изменения у людей. Хотя уже этим любопытен этот край. На поезда я опоздал и теперь ночую на вокзале в комнате отдыха за 250 рублей. По случаю окончания своей программы сходил в ресторанчик. 24. Насколько опасен был лёд на Байкале, показала смерть сына Януковича (бывшего президента Украины). Он утонул с машиной на северной оконечности Ольхона. А про вчерашний гололёд в Кировской области сообщили в новостях. С пол сотни фур попало в аварии (по словам водителя). А вот сегодня, до противного пасмурно, и идёт мокрый снег. Северная Железная Дорога обнаглела от жадности. За 4-х часовой проезд в общем вагоне на подкидыше, берёт столько же, сколько в Иркутской области за 12 часов езды в купе общего вагона. В Буе или Галиче можно было бы задержаться, если бы не непогода. Уворачиваясь от брызг машин вышел на окраину города и застопил фургончик через Любим до М-8. дорога убита. Зато потом удачно сел в фуру следующую в Питер. Так и ехал почти до поворота на Устюжну. Водитель всё равно бы встал ночевать, поэтому я вылез у кафе с комнатами отдыха (400р). Из-за мокрого леса ночлег в лесу пришлось отложить. 25. И всё-таки Вологодская область переплюнула Башкирию в плане худшей для автостопа, да и вообще. Видно недаром вологодский конвой считали самым страшным из-за тупости и черствости. К чему это я. Под Череповцом попросил кипятку. - Только за деньги! Уром пару часов не мог застопить машину. А ведь это на 95% были вологжане. Мало того, видел, как они даже голосующую бабку не брали очень долго. Пошел пешком от Лентьево до Устюжны. Только там подобрал пикалёвский парень. В своей области стало проще. На двух машинах доехал до Питера. Родной город встретил ослепительным солнцем и полным отсутствием снега. Вот и закончилось моё путешествие от Байкала до Балтики. Нигде мне не хотелось задержаться. Свой край милее. Зимний автостоп осуществлён. Только лучше ехать с лёгким рюкзаком и ночевать в комнатах отдыха и хостелях. Уж если и брать полную снарягу, то для реальных походов. p.s. Если бы я знал, что меня ждёт дома, то лучше бы не возвращался! Возможно, это было действительно прощание с той жизнью, со страной, где я родился. Так я и говорил, уезжая на Байкал. 26.03.15г |