ЮРИЙ МАТВЕЕВ
|
|
Глава 2. Транссиб. 10.12-19.12 10. Вот уж инерционное мышление! Со своими маршрутными проблемами позабыл, что начался новый этап путешествия. Надо всё начинать с чистого листа. Впереди зимняя Россия и дальняя дорога. Этим утром моя северная страна дала себя знать по-полной. Лютый ветер с морозом заставил на себя надеть всё тёплое. Орегоновская куртка оказалась в самый раз. Ночевал в старинном деревянном доме, чуть не ровеснике города. Этот маленький островок старого жилья остался под горой Орлиное гнездо. А ютятся в комнатке с камином 4 человека, но, как говориться: – «В тесноте, да не в обиде». Хорошие, дружные ребята, которые живут походами, путешествиями, любят свой край. Поэтому обстановка здесь очень оптимистичная. С утра я побывал на приёме у врача и был успокоен тем, что это не чесотка. Других не заражу. Да и чесаться уже перестал после двух недель мучений. Может тропическое солнышко и морская вода помогла, а может и морозы. Окончательный диагноз не поставили, так как нужно ждать три дня, а у меня билеты. Зато мазь «Тридерм» купил.
Побродил по залам Арсеньевского музея. Прекрасная работа таксидермиста выражена в композиции борющегося тигра с медведем. Интересен раздел времён правления империи Джурчженей. Выставка холодного оружия разных стран Мира. Спешу на паром до острова Русский. Жаль разминулись с Сашей. Телефон подвёл. Но зато я ошибочно приехал на «Канал» и имел удовольствие прогуляться 5 километров при ясной солнечной погоде через дубовые леса. Вся листва уже опала и сквозь гущу ветвей виднеются «барашки» на штормовом океане.
Через некоторое время наткнулся на развалины военного городка. Когда-то этот остров был нашпигован военными частями и закрыт. Следы той эпохи сейчас передо мной. К саммиту АТЭС 2012-го будет строиться огромный комплекс для бизнеса и отдыха. Строят мост с материка. Край должен неузнаваемо измениться, если деньги не разворуют.
Первую, сильно замусоренную батарею, нахожу на берегу у посёлка. Потом по наитию прошёл в город, а там целый комплекс. На высоком хребте целый ряд бетонных укрытий, но орудия сняты. Всё равно интересно сравнить «старшего брата» с нашим фортом. Этот форт 1903 года постройки. Наш начали в 1908 году. Вид на суда, уходящие в океан, поразителен. С другой стороны – город, спрятанный между сопками.
Бухта «Золотой Рог», как всегда забита судами. Военные крейсера стоят на своих стоянках. Пару дней назад проводили один к берегам Сомали. По возвращении выяснилось, что я не заметил главные укрепления форта, спрятанные от глаз. Тем не менее, наш «Алексеевский» по крупнее будет и ещё сохранилось вооружение. Что надо хранить и беречь.
На пароме набитом рыбаками возвращаюсь в город. Милиция штрафует некоторых за распитие спиртного в общественном месте. Надо же! Хоть что-то у нас начинает работать. Пора отходить от своей дикости в поведении. Этот факт, позитивное настроение молодёжи, развитие района, отзывчивость людей, приятно порадовали. Везде давали пользоваться телефоном, не смотря на известные трюки с воровством. Вовсе не так много и китайцев. Главная цель моей поездки через Россию – посмотреть, насколько изменилась страна. Поговорить с людьми. Владивосток в этом ряду – приятный плюс. 11. Далеко за полночь сидели за разговорами, поэтому спал до полвосьмого. Потом зашли с Сашей в редакцию краевой газеты. Он решил написать статью обо мне. Я скинул фотографии. Заодно он показал мне старинный корейский квартал, где крыши домов чуть не смыкаются над узкими улочками. А теперь я уже еду в поезде, смотрю на рыбаков, сидящих на гладком припайном льду, на снежные сопки в лесах. Пью чай, пишу дневник. Да, в последний момент перед отъездом, как и в случае с Сашей, получил весточку от сына. У него опять был вирус, и он не мог пользоваться интернетом. Полупустой поезд повёз меня на север. Долины, виденные когда-то залитыми водой, теперь в снегу. 12. В полночь миновали Хабаровск и Амур, а днём, так же замёрзшую, Бурею и Зею. Не мудрено. Мороз градусов 25. Пробирает. Здесь по-сибирски солнечно и тихо. Щедрые порции картошки, огурцов, котлет, рыбы, да мало ли ещё чего, подаются бабульками к поездам. Это, кажется, знак России. Так было и будет, не смотря на запреты. Народ нуждается хоть в каком-то приработке. В Амурских обширных степях, с редкими деревьями, иногда сверкнёт парадным красно-золотым оперением фазан. Дымки тянуться вверх ровными колоннами. Досуг в поезде проходит за разговорами и чтением. Слово «кризис» везде. А ведь вспомнить, в досужих разговорах американцев «crisis» я не слышал. А тут впору ужасаться, если верить всему. Выходит, страна поменялась за месяц? Выходит, правильно уехал. Только опасался проблем на западе, а они дома. Ведь неизвестно, что меня ждёт и смог бы уехать весной, если бы остался. Однако, в целом, лица у людей добрые. Особенно просветлённые у верующих. Да…. Вера всегда была спасением, не смотря ни на что. Целый день наблюдаешь за разреженными лесами Амурской области. Мороз везде за 20. Солнце заходит, а на небосводе полная луна. В последний раз я её видел такой во Флориде. Пересмотрел слайды и понял, какое чудо я видел. После такого человек должен быть счастлив. И я доволен! 13. Думал, что проснулся поздно. Настолько светло было от полной луны, зависшей над голыми читинскими сопками. Когда поезд стал огибать повороты Шилки, стало живописнее. Появился редкий лес. Сначала берёзовый, потом сосновый. В Чите немного теплее. Всего – 8. Очень много китайцев. Буквально весь вокзал забит. Поезд-то с Манчжурии, вот он, стоит. Поколебавшись между Байкальском и Слюдянкой, выбрал для выхода последнюю. Осталась ещё ночь и Байкал! С этим поездом и попутчицей повезло. Было тихо, спокойно и не душно.
14. Байкал никогда не подведёт. Когда ни приезжай, в какое время не смотри, он всегда восхитителен. Проснулся, а стальная гладь воды уже блестит под лунным светом. Когда поезд огибает очередной утёс, лунная дорожка широкой рябью серебра делает картину моря достойной кисти живописца. Фотография в это время не передаст всего очарования Байкала. Снежные пики гор сияют на фоне чёрного неба. А потом начинается утренняя заря. Луна чуть затуманивается набегающими сплошными облаками. До этого туман сказочной вуалью был наброшен на тихие бухты. Куски её отрывались и уносились в море. Теперь край сопок загорелся малиновым огнём. Щупальца этого пламени охватили пол небосвода. Как не уютен был новый вокзал в Слюдянке, я спешил быстрей к Байкалу. Всего – 6 мороза. Снежок поскрипывает, волны прихлопывают береговой лёд. 22 года я знаю Байкал, а на этом мысу у Слюдянки ещё не был. А ведь это была визитная карточка Байкала. Только теперь на оконечности мыса растёт лишь одна изрубленная берёза. Да навязана куча грязных тряпок на кусты. Лучше бы вместо этой глупой привычки вынесли по банке мусора и то – хорошо.
Байкал видно злится на каждого прибывшего сюда. Настрадался! Ветер резко усиливается до штормового, готовый сбросить меня с утёса в море. Прикрываюсь рукой от леденящего ветра, оставляю рюкзак у репера, а сам иду на мыс. Тут есть щели-бухточки. Только нырнёшь в них, и тихо, спокойно. Можно попить чистой байкальской воды.
В посёлке на берегу всё те же дома 50-х годов. Музей, где я был в 90-м году, еле нашёл. Вход для одного 200 рублей. Говорят, горят 800 лампочек для освещения минералогической коллекции. День сегодня воскресный, тихий, солнечный. Даже капель пошла. Смотрю на деревянные домики, тихую размеренную жизнь и очень хочется остаться. Только билет уже взял до Москвы, как чувствовал, что пожалею.
Наконец осуществил сравнение цен в США и России. Там был в обычном универсаме в Эль-Пасо, здесь, в таком же, в Слюдянке. Далеко не последняя деревня и не столичные центры. Картина получилась очень интересной. Цены у нас ниже только на сахар и картошку с луком. (Смотри записи за 17 ноября). Ещё бы! Даже хлеб чуть дороже. Пиво дешевле. Но спаивать-то нас надо. А ведь там минимальная зарплата около 8-ми долларов в час. При этом в посёлке нет интернета, а в единственном книжном, ни одной книги о крае. Только «мыло», фентези, детективы. Одебиливание нации при рваческих ценах и нищей зарплате. Достаточно посмотреть, как толпы народа штурмуют вагоны поездов, предлагая рыбу, сразу понятно, что не от жира. Знаменитым омулем я конечно запасся. Не смотря на близость озера, леса вдоль железной дороги сильно выгоревшие и давно рубленные. Очень много лыжников возвращается домой после выходного. В Иркутске промозгло и туманно. – 13. Ангара сказывается со своей влагой. 15. Дальше, к Красноярску, тайга приобретает совсем зимний вид. Идёт снежок. Все ветви укрыты им. По рассказам попутчиков, жители редких посёлков живут тем, что воруют лес, держат хозяйство и пьют. Или просто пьют. Но это не ново. Трагично то, что при всех жизненных передрягах крайней оказывается природа. Леса жутко страдают от хищничества и бесконтрольности. Власти меняются, а ситуация только ухудшается. Это ещё земли свободной хватает. Но у нас в Европе процесс уже пошёл. Вот когда и украсть будет нечего и зайти не дадут, тогда полыхнёт. Производства-то нет, заняться-то людям нечем, а сил открыть своё дело при такой бюрократии не у всех хватает. Из положительного: строят новые станции. Например, Тайшет, Слюдянка, какие-то я проскочил. Эта хоть видимость радует. Въехали в Красноярский край. Снег прекратился, отойдя тяжёлым фронтом. Взморозило. Снял старую уникальную водокачку с деревянной резьбой в Ингашской.
Я так легко смирился с проездом поездом через страну, потому что главной задачей на этот раз было общение с людьми. Как и чем живёт страна – это сейчас для меня самое интересное. Хотелось бы с лекциями пройтись, но не книг с собой, ни формы зимней, ни большого желания сейчас нет. И вот, сегодня вечером, такая тактика принесла свои плоды. В Красноярске подсел парень, добирающийся из якутской глухомани, с нового нефтяного месторождения Талакан. До него попутчики рассказывали только о разрухе, о безработице. О том, что только одни торгаши и живут, а иначе заняться нечем. А вот он ехал с вахты в Сургут, а потом домой. Решил показать видеозапись с сотового телефона. От этой записи у меня глаза на лоб полезли. Изображено существо похожее на мечехвоста или большого головастика. Округлый панцирь, удлинённый хвост и ноги-щупальца. Всё это зеленоватого цвета. Под ним расплывалась то ли лужа, то ли кожа. Когда трогаешь его палкой, он отчаянно бьёт хвостом и шевелит ногами. Пытается поразить. Существо живое! Оно ожило после того, как их нашли в вечной мерзлоте! Ожил только один. Сценарий фильма «Чужие» - отдыхает. Ведь это не лягушка после спячки. Размер его, где-то сантиметров 60. Я не знаю прецедентов подобного рода. Эта запись кочевала с телефона на телефон. Обнаружили их месяц назад. Что стало потом и более детальные обстоятельства находки, парень не знал. Я понял, что ко мне попал материал, который сваливается раз в жизни. Специально такое не найдёшь. Излишне говорить, что не спал всю ночь. Строились самые разные планы по его использованию. Наверное, надо будет задержаться в Москве. 16. В морозном Новосибирске вагон почти опустел. Какие ещё интересные встречи сулит эта дорога? Барабинские степи перед восходом морозны, но красивы. Заря полыхнула под сводом облаков малиной, а потом золотом. Я понимаю, что события и впечатления этого путешествия были достойны похода вокруг Света. Мой счастливый рюкзак «Ермак» со мной. Если вспомнить, где он был, то только по крупному: Рейды через Каракумы и Кызылкум, Памир, вокруг СССР, «Долгий рейс» в Антарктиду, а значит и Европа и Северная и Южная Африка, Южная Америка, Борнео. А теперь и Северная Америка. 32 года безупречной службы!
Омская и Тюменская области – очень унылые края. Мало того, что равнина с голыми березняками, так ещё и станции совершенно пустые. Частную торговлю выдавили даже с прилегающих площадей к вокзалу. Оставили ларьки своих компаний (РЖД) с одинаковым ассортиментом и несуразными ценами. Про чтиво я вообще не говорю. Его давно в стране заменили на пиво, или «мусором» каким-нибудь торгуют. Однако, с Новосибирска до Тюмени нас в вагоне было всего три пассажира. Два сошли и я подумал, что до Москвы поеду один. Но набился целый вагон новобранцев, а в моё купе целое семейство тараторящих чувашей. Впрочем, люди хорошие. 17. Приходится из рюкзака доставать своё НЗ. В 6-30 на станциях всё закрыто и только одинокая бабка-подпольщица продала пару яиц. Ночью перевалили Урал. Проезжая по Транссибу, я как бусы перебираю места, где когда-то путешествовал или работал. Сначала Приморье и Зея, связанные с экспедицией 90-го года. Чита – с трансазиатской экспедицией после возвращения из Китая. Про Слюдянку и Иркутск вообще не говорю. Это почти родные края. Красноярск и его «Столбы» – первые яркие впечатления с 80-го года. Север Кемеровской области не увидел – проезжал ночью. В Тюмени был, когда работал года три назад. Свердловск, столь не любимый, но всегда транзитный, было ночью. Скоро будет Удмуртия и воспоминания 85-го года и Татария (Арск) – 2005-го года. Ну, а дальше – Москва. Решил ехать в Москву, чтобы повидать парня, с которым учился в ЛЛТ. А так, можно было сразу в Питер со Свердловска. Самое долгожданное и интересное в поездке – это рассвет. Особенно если он в живописных полях северной Башкирии. Туман лёгким покрывалом стелется над заснеженной землёй, как в августе. И встаёт долго, по-зимнему, золотое солнце. А вечер застаёт уже в Казани, где пасмурное небо украшают только минареты Кул-Шарифа. Тут всего – 5. У меня, как у Форест Гампа, постоянно меняются собеседники. Только больше говорю не я, а слушаю их. Вот вышли и последние. Завтра уже Москва. Кончится самая великая железнодорожная трасса Мира – Транссиб. Более 9000 километров! Кончиться год – удачный год. Был в 14-ти странах, в трёх уникальных путешествиях. Да и «полевые» работы были на интересных объектах; в Калининграде и два – дома, в области. Даже если случится у меня крах со старой работой, то всё равно год удался. 18. Крепкие ребята ехали со мной в вагоне, всё-таки будущий спецназ. А то жалко смотреть на других новобранцев. В Москве слегка морозно. Пока не открылось метро, определялся – куда мне. Телефоны телевидения не отвечают, на Питер поезд вечером. Решил, как и планировал, добраться до друга в Зубцов. Без всяких проблем купил у хачиков карту МТС, а то всю страну морочат голову с загранпаспортом. Мне уже надоело писать про абсурд в России. Пора понять, что ты дома, и так будет долго. В том числе и «разводы» от таких «друзей» продающих сим-карты. Деньги уходят куда-то сразу, не считая сотни за подключение. Поговорил минут 5 и 6 СМС дал и всё – пусто. Ну, Бог с ними. Метёт снежок по русским лесам. А я рад, что увидел однокурсника, с которым не виделись почти 30 лет. Жизнь целая и за вечер всего не перескажешь. Мы стали другими, а что-то общее осталось только на фото. Его сын подвёз меня с Зубцова до Ржева на ночной поезд. На удивление всё складывается так, как планировалось изначально. Из Нью-Йорка я тоже должен был прилететь 19-го числа. 19. Сырое небо, сырой асфальт, сырой снег – здравствуй Родина! Я вернулся ровно через 41 день. Как-то буднично завершилась моя Кругосветка. Подумав и сравнив две страны, пришёл к выводу: что и достоинства и недостатки каждой взаимодополняемы. Баланс везде сохранён. Вроде и всё одинаково. А чему удивляться? Так и Мир устроен. Чего я искал? Чего ждал? Мудрецы Востока давно провозгласили эту истину. Что было – то было. Теперь это моё. И, слава Богу! 19.12.08г.
|